Часть 2. Решение
Теперь, после того как сформулирована проблема, давайте рассмотрим вопрос о ее успешном решении.
С самого начала нужно подчеркнуть, что бессмысленно принуждать плотские помышления к покорности закону Божьему. Всякий, кто пытается это сделать, желает достичь невозможного. Стоит только вспомнить, что сказал Христос в притче о терновнике, чтобы понять, что даже самые жесткие меры принуждения никогда не приведут к тому, чтобы злое сердце приносило хорошие плоды. Представим себе терновник: по своей природе он находится в состоянии вражды с законом, согласно которому родятся яблоки. Тот, кто имеет в саду терновый куст, знает, что можно затратить много усилий, обрабатывая землю, поливая, удобряя, обрезая растение и ухаживая за ним, но ни единого яблока этот куст не принесет.
Тот, кто ищет победы над грехом, должен также точно знать, что невозможно плотские помышления довести до состояния, когда они будут приносить плоды Духа; неимоверные усилия, интенсивное изучение Библии, посещение богослужений, миссионерская работа, искренние молитвы, щедрые пожертвования — все напрасно, когда речь идет о достижении этого результата. Данный путь не ведет к цели, так как «плотские помышления… закону Божию не покоряются, да и не могут» (Римлянам, 8:7).
Эта мысль так же справедлива, как и тот факт, что терновник не принесет яблок, потому что он не подчиняется закону, согласно которому растут яблоки, да и не может ему подчиниться.
Каждый человек, который пытается плотскими помышлениями исполнять закон Божий и приносить духовные плоды, совершает в итоге попытку достичь невозможного. Только когда решена проблема плотских помышлений, то есть, когда власть их сломлена, человек может приступить к исполнению закона Божьего. Дерево необходимо вырубить с корнем, другой возможности не существует.
Сегодня многие верующие полагают, что эта проб-лема могла бы быть решена путем упразднения закона. Но достаточно хотя бы немного подумать, чтобы увидеть, как они в этом ошибаются. Для наглядности представим себе невежественного человека, который думает, что он избавится от невыносимой дневной жары, если разобьет термометр. Но после того, как он это сделает, ни жара не уменьшится, ни проблема не станет проще. Проблема невыносимой жары по-преж-нему будет существовать. А между тем, человек унич-тожил термометр, по которому точно мог определить действительную степень жары.
Так же обстоит дело и с законом. Если он будет упразднен, в грехе ничего не изменится. Он по-преж-нему будет существовать. Единственное отличие будет в том, что человек утратит критерий, по которому он мог бы точно определить, что такое грех. Этот факт наглядно иллюстрируется притчей о браке в первой части 7-ой главы Римлянам.
Эта притча ясно показывает, что нет необходимос-ти в изменении закона. Закон совершенен и не нуждается в изменениях. Изменения должны произойти в человеке, ибо в нем заключена проблема.
«Разве вы не знаете, братия — ибо говорю знающим закон, — что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею, если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» (Римлянам, 7:1—3).
Описанная здесь ситуация знакома всем, потому что все понимают закон о браке. До тех пор, пока женщина замужем за одним мужчиной, всякая попытка с ее стороны вступить в брак с другим будет осуждена законом как измена. Но если муж умрет, тогда брак с другим мужчиной, осуждаемый до этого как измена, будет оправдан тем же самым законом. Изменение произошло, но не в законе. Изменилась жизнь женщины. Она более незамужем, она снова одна.
То же справедливо и для духовной сферы. В самом деле, Павел ведь не собирается объяснять здесь закон о браке, напротив, он использует закон супружества для иллюстрации духовного брака человека с Христом.
«Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (Римлянам, 7:4).
Ясно указывая на изменение, которое должно произойти, этот стих, однако, ни коим образом не говорит об изменении закона. Изменение необходимо человеку. Человек должен умереть, чтобы принадлежать другому супругу, а именно Христу, Воскресшему из мертвых.
Цель всего дела Иисуса заключается в спасении человека от греха, как сказано об этом: «И наречешь Ему имя Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфея, 1:21).
Быть спасенным от греха — означает быть спасенным от беззакония, потому что «грех есть беззаконие» (1-е Иоанна, 3:4). Так как беззаконие — это непослушание, то быть спасенным от беззакония означает быть освобожденным для послушания.
Итак, мы ясно видим, что решение проблемы греха заключается не в наших волевых усилиях, даже если они велики и не в отмене закона.
После того, как мы выяснили это, обратимся непосредственно к решению. Оно состоит в том, что старую природу нужно выкорчевать и заменить совершенно новой. Никакая другая истина не изложена в Писании четче, чем эта. Посмотрите, как однозначно трактует эту мысль следующий стих!
«И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иезекииль, 11:19, 20).
Господь ясно объясняет нам, что Он хочет вынуть из нашего тела старое, грешное, каменное сердце и вместо него дать новое. Он не говорит, что хочет добавить новое сердце к старому. Не в этом весть приведенного стиха. Наоборот, в нем утверждается, что старое сердце будет вынуто из тела, а его место займут новое сердце и новый дух.
Все это отвечает своей цели. Это совершается, чтобы достичь определенных результатов, а именно: «чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом».
Рассматривая 7-ю главу, мы ясно увидели, почему человек, готовый служить Богу, не может, однако, делать того, что он хочет делать. Причина в том, что плотские помышления еще живы в нем и, как рабовладелец, гос-подствуют над ним. Мы подчеркивали, что проблема человека заключается в существовании этой власти. Как мы теперь видим, Господь знает эту проблему и то, что единственное ее решение — уничтожить преступника, а на его место поместить совершенно новое сердце.
Тот же ответ дает нам Христос в своей притче о терновнике. Этот куст — пышное и цветущее растение, растущее посреди сада, но оно бесполезное, так как не приносит хороших плодов. Он только растет на дороге, занимая плодородную почву, а тот, кто, проходя мимо, задевает его, рвет свою одежду. Таким образом, садовник стоит перед проблемой. Он хотел бы собирать хорошие плоды, например, яблоки или апельсины, но в саду у него — терновый куст. Он знает, что сущес-твует единственное решение — вырвать терновник из земли и заменить его хорошим деревом. Тогда в свое время он соберет хорошие плоды, и, кстати, очень легко, потому что у него есть теперь хорошее дерево.
Так и человек из 7-ой главы, хотел бы хорошо исполнять закон, приносить духовные плоды: любовь, радость, мир и т.д. Но в нем живет злая природа, которая не может допустить послушания из любви, а наоборот, является источником ненависти, гордыни, ревности и тому подобного. Этот человек находится в таком же неприятном положении, как и садовник со своим кустом, и решение в обоих случаях одинаково. Злая природа должна быть выкорчевана из человеческого тела, сотворенного из земли, и заменена новой, рожденной свыше. Только так можно стать сыном Божьим и только так можно приносить хорошие духовные плоды.
Рисунок: Недостаточно срубить плохое дерево. Нужно выкорчевать корень, чтобы оно не выросло на этом месте снова
Эта истина многократно излагается в Библии, так что каждый может узнать путь освобождения от жес-токой власти греха; множество свидетельств призваны уничтожить все сомнения. «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам, 8:2—4).
Бог послал в мир Сына Своего, чтобы осудить грех во плоти. Здесь мы должны провести одно важное разграничение. Греховные поступки можно назвать грехами плоти, но грех во плоти — это живущая внутри власть каменного сердца или плотских помышлений. Необходимо учесть, что Иисус пришел не для того, чтобы совершить поверхностное дело, которое слегка осудило бы грех плоти. Он пришел осудить грех, живущий во плоти, потому что в этом источник проблемы, причина постоянных поражений, которые знакомы каждому, имеющему в себе эту злую силу.
Почему Он пришел осудить грех во плоти? «Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».
Снова и снова речь идет о той же самой вести. Ста-рое будет осуждено, выкорчевано и удалено для того, чтобы была достигнута определенная цель: мы должны стать способными через Иисуса Христа, Господа нашего, вести праведную жизнь, одобряемую Богом.
Для чего Иисус осудил грех во плоти, прийдя в мир? Может Он осудил его для того, чтобы грех покорился и подчинился? Или Он осудил его на изгнание? А может, это осуждение было лишь выражением Его неодоб-рения? Нет, ни то, ни другое, ни третье. Иисус осудил грех на смерть, на смерть, которая стала действенной через Его собственную смерть и воскресение.
Наиболее четко эта истина изложена в Римлянам 6:1—6.
«Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху».
Шестой стих — это вершина приведенного аргумента. В предыдущих стихах сказано, что все, которые есть во Иисусе Христе, то есть все, оправданные как истинные дети Божьи и имеющие право на Небесное Царство, умерли и воскресли с Христом. Далее, в 6-ом стихе выразительно говорится о том, что именно умерло.
Перед тем, как мы рассмотрим вопрос, что должно умереть, прежде чем мы освободимся от греха, надо осмыслить силу послания, заключенного в пяти стихах. Эта весть учит, что только тот человек может жить, который умер. Другими словами, старое должно уйти, прежде чем может прийти новое. Старое заберет смерть, а новое принесет воскресение.
Эта истина в приведенном отрывке яснее всего выражена в 5-ом стихе: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения».
Первая часть этого стиха — условное предложение: «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его». В нем заключена важная истина — все последующее возможно только в том случае, если это условие будет выполнено. Только тот, кто умер с Христом, может с Ним жить. Другими словами, только если старое будет удалено, может прийти новое. Сначала надо избавиться от тернового куста, и только потом его место может занять яблоня. Никогда не будут и не смогут оба семени расти на одном месте.
Что же говорит Павел этими стихами? Может, это благозвучные, но пустые фразы? Или это на самом деле правдивые слова о реальном опыте? Что он имеет в виду, говоря, что мы должны умереть с Христом? Должны ли мы умереть фактически или здесь подра-зумеваются определенные изменения в нашем духовном поведении?
Многим трудно понять, что речь здесь идет о действительной смерти, поскольку они не делают различия между греховной плотью и греховными помышлениями плоти, которые называются также каменным сердцем, ветхим человеком или господином греха. Поскольку общепринято считать, что греховная природа есть не что иное, как плоть, и поскольку известно, что земная человеческая жизнь не кончается, если человек рожден свыше, то люди полагают, что упомянутая здесь смерть — всего лишь символична. В их представлении все, о чем тут говорится, человеку только лишь приписывается, а в действительности имело место исключительно в жизни Христа.
Конечно, тот, у кого опыт 7-ой главы уже за плечами и кто действительно стал воскресшим сыном Божьим, не умирает физической смертью. Как обращенный человек, он имеет ту же самую плоть и кровь, что и прежде, когда он был мирским человеком. В этой сфере ни смерти, ни изменений не произошло. Греховная плоть смертна. От нее верующий будет освобожден лишь в великое утро воскресения, когда Христос придет, чтобы забрать Свой народ в небесный дом.
И все-таки, он умирает — ибо если он не умрет, он не может быть во Христе. Но что умирает? Ответ нам дан в 6-ом стихе: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним». Это называется здесь «ветхий наш человек». Что скрывается за этим понятием? Кто или что такое этот ветхий человек? Чтобы мы могли это лучше понять, во второй части стиха сказано, что ветхий человек распят, «чтобы упразднено было тело греховное». Павел мог бы написать: зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы ветхий наш человек был упразднен. Но чтобы не повторять термин «ветхий человек», он во второй раз употребляет выражение «тело греховное», тем самым помогая нам понять, что ветхий человек и греховное тело означают одно и то же.
В Римлянам 7:24 он говорит о «теле смерти», что также является синонимом того, что несколькими предложениями выше названо «законом греха». Из изученного выше мы знаем, что все эти понятия — «ветхий человек», «тело греховное», «тело смерти» и «закон греха» относятся к третьей сфере: плотским помышлениям, которые «закону Божьему не покоряются, да и не могут».
Вот то, что будет распято и умрет в жизни тех, кто придет к обращению. Вот то, что должно быть удалено через смерть, чтобы место старой жизни через воскресение могла занять новая.
Тот факт, что здесь происходит действительная смерть, не должен быть понят превратно. Распятие — это не изгнание. Это не пожизненное заключение. Оно не означает быть закованным в цепи и находиться под надзором. Распятие — это форма казни, в результате которой кто-то должен быть убит, и палачи не будут удовлетворены до тех пор, пока эта цель не будет достигнута.
И если Павел говорит, что ветхий человек распят, он действительно имеет в виду, что тот убит. Чтобы это не было понято превратно, он говорит, что ветхий человек распят для того, чтобы было упразднено тело греховное. Если что-то упраздняется, оно просто прекращает свое существование. Его жизненный путь закончен. Его больше нет.
Во всех других текстах и примерах мы видим, что это действие всегда совершается с одной определенной целью. Через него человек должен получить возможность перейти от непослушания к послушанию. Он должен перейти из своего жалкого состояния, в котором он не может делать того, что хочет, в состояние, когда предписанная законом праведность осуществляется в его жизни. Так сказано и в этом тексте, что ветхий человек будет распят, а греховное тело упразднено, «дабы нам не быть уже рабами греху».
Природа приводит прекрасные примеры евангельских истин. Так и истина этого стиха станет яснее, если мы ещ раз вернемся к терновому кусту. Давайте поставим его на место ветхого человека и прочитаем текст с позиции садовника, который хочет иметь хорошие плоды, а имеет лишь терновый куст. Он вырывает терновник и заменяет его яблоней. И тогда он говорит: «Зная то, что старое дерево вырвано с корнями, чтобы терновый куст был уничтожен, дабы он больше не приносил колючек». Нетрудно убедиться, что данный принцип в природе полностью оправдывается, легко также заметить, как он действует. Далее нужно только перенести тот же самый принцип в духовную сферу, и станет также очевидно, насколько дело очищения души создает предпосылки для победы над проблемой греха.