Социальная компетентность

Дата проповіді: 
2020-05-22
Видео
Текст

Миссионер эффективен в работе и не противодействует влиянию Христа тогда, когда он обладает всеми качествами социальной компетентности. И тогда он исполняет золотое правило: поступает с людьми так, как бы он хотел, чтобы поступали с ним, то есть он заботиться о нуждах других, ставит себя на их место, понимает, что они чувствуют. Христос поставил Себя на наше место и, поэтому дает нам то, в чем мы больше всего нуждаемся и желаем — спасение. Все человеческие отношения в обществе сводятся к одному принципу — любить друг друга. Иисус учил нас не думать о том, что мы можем получить, а думать о том, что мы можем дать. Это отличие библейской социальной компетентности от мирского понимания. Уместность, тактичность, обходительность необходимы при общении, но иногда надо говорить и неприятную правду, при этом заботясь только о том, чего желает Бог. Истинная социальная компетентность — это убрать препятствия на пути света, а не пытаться самому светить.

Занятие провел Андреас Дура

Библейская социальная компетентность является важным аспектом в привлечении других ко Христу. Чем больше у нас социальных навыков, тем эффективнее мы можем служить в качестве миссионеров. Применение Золотого правила в Евангелии от Матфея 7:12 является в этом ключевым принципом. Речь идет не о сиюминутных желаниях людей, а о реальных потребностях других. Мы изучаем социальную компетентность, наблюдая за другими, но особенно наблюдая за тем, как, например, Иисус поступил с самарянкой. Наша самая большая проблема в том, как мы думаем о том, какими видят нас другие. Вместо того, чтобы напряженно пытаться угодить людям, мы должны спросить Бога, что Он думает о нас, и что Он сделал бы в каждой ситуации, с которой мы сталкиваемся.

До какой степени мы должны читать литературу, которую нам предлагают, или питаться тем, что предлагают, чтобы получить социальное влияние? То, что ученикам было трудно в течение долгого времени, они, в конце концов, получили возможность делать благодаря дару Святого Духа - они поставили себя на место Бога и, пристально всматриваясь в Него, достигли основы социальной компетентности. Наблюдая за Иисусом и другими людьми, обладающими социальными навыками, мы можем учиться у них и исправлять свои ошибки. В отношениях с неверующими существует взаимное влияние. Что является предметом наших разговоров? Что означает на практике почитать других больше, чем себя?

Приветствую всех, этим утром. Сегодня мы хотим изучать социальную компетентность, и вначале я хотел бы использовать наглядный урок. Представьте себе, что в группе людей есть кто-то, кто все время шутит, но никто не смеется. Чего не хватает этому человеку? Социальной компетентности, я полагаю.

Я хочу выяснить, обладаете ли вы социальной компетентностью. Первый шаг к этому - узнать, что это такое. Пожалуйста, скажите мне, что вы думаете о социальной компетентности, и я запишу это. Не путайте с тем, как мы этого достигаем. Что это? Ответы из зала: • Сочувствие.

Андреас: Интересно, не является ли это способом достижения социальной компетентности?

• Умение слушать.

Андреас: Это все еще и то, как этого достичь.

• Взаимодействие с другими. • Надлежащее, уместное поведение.

Андреас: Да, чтобы не задеть чужие чувства, например, на свадьбе, вы бы не говорили постоянно о смерти вашего ребенка.

• Оказывать влияние. • Способность быть собой, не доминируя над другими. • Безопасное поведение.

Андреас: быть в безопасности и не подвергать все время себя сомнениям. Не быть неуверенным в том, что сказать, и не бояться того, что подумают другие.

• Командные способности. • Навыки общения. • Умение понимать, что нужно другим. • Способность соединяться с людьми.• Способность противостоять.

Андреас: Другими словами, если вы можете сохранять спокойствие, когда люди обвиняют вас во всякого рода вещах, то у вас есть социальные навыки. Но если вы нервничаете, нерассудительны и сердитесь на каждую воображаемую или настоящую ошибку, которая случается с вами, это не социальная компетентность. В этом контексте давайте подумаем об Иисусе. Его не воодушевляли аплодисменты, и Он не был удручен осуждением  (см. ЖВ 330.3). Не важно, обоснованное ли это осуждение или нет. Мы думаем, что когда осуждение не правильное, тогда мы оправдываемся тем, что нас унизили. Если другие осуждают нас и ошибаются, то это неправильно, и мы должны огорчиться. Иисус не огорчался - это было Его социальным навыком. Он был внутренне спокоен.

• Умение говорить правду при любых обстоятельствах. • Честность.

Андреас: Может быть, честность - это средство достижения социальной компетентности. Но да, это также может быть частью определения.

• Тонкое восприятие.

Ясно одно. У нас есть определенное описание социальной компетентности в мире. Это не твердое определение, потому что люди используют его в разных контекстах. Это может быть психология, воспитание детей, экономика и так далее. Это не обобщенное определение, но одно является общим для всех этих определений в мире, и это то, что социальная компетентность означает, что вы можете влиять на других, чтобы они делали то, что вы хотите, дружественным образом - способом, который приятен другим – привлекательным способом. Например, если я хочу достичь определенного положения, к примеру, стать президентом, и я могу вдохновить других, чтобы им понравилось сделать меня президентом, тогда у меня есть социальная компетентность. Такова мирская идея этого.

Библейский взгляд. Чему учит Библия о социальной компетентности? Я считаю, что социальная компетентность является очень важным аспектом привлечения людей ко Христу. Чем более мы социально компетентны, тем эффективнее мы можем быть. Если у нас этого нет, тогда всегда будут трудности. В любом случае, люди будут привлечены ко Христу, даже без нашей социальной компетентности, но мы не должны этим гордиться. Бог часто бывает сильнее. Он использует даже плохие инструменты для достижения великих результатов, но насколько лучше было бы, если бы Бог мог использовать эффективные инструменты. Иногда из-за социальной некомпетентности мы даже противодействуем влиянию Христа. Такого не должно быть!

Какой ключевой текст о социальной компетентности? «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Это всеобъемлющий закон, который на самом деле дает нам социальную компетентность, если мы его практикуем. Что это включает? Христос обращает наше внимание на нужды других. Это означает, что чем больше мы думаем о себе, тем меньше мы можем выполнять этот закон, и тем менее мы будем социально компетентными в библейском смысле этого слова. Это Золотое правило, описанное здесь, известно также миру. Немецкий философ Иммануил Кант провозглашал этот же принцип. Читал ли он сначала Библию, я не знаю, может быть, он это делал. В то время в Германии был очень развит протестантизм. Кант учил этим вещам. Это основной принцип, связывающий людей. Если у кого-то есть этот принцип внутри, то у него есть все эти навыки социальной компетентности, о которых мы упоминали. Такие люди хорошо взаимодействуют с другими, они понимают уместность, оказывают хорошее влияние, уверены в себе, обладают способностями к командной работе, навыками общения, способностью контактировать с людьми и терпеть оппозицию, они честны, искренни и деликатны. Такая компетентность заключается в словах «Думай о других!»

Давайте прочитаем из Филиппийцев. «…ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2: 3). Это еще один способ выразить золотое правило. Другими словами, все, что вы хотите, чтобы другие делали вам, делайте им.

Золотое правило. Вернемся к Золотому правилу. Что вы должны делать другим? Что подходит? Вы должны понимать, что является уместным, потому что вы такой же человек, как и они. Вы знаете, каково это, когда с тобой что-то случается. Это один из самых важных уроков, которые родители должны преподавать ребенку - что ты чувствуешь, если делаешь то и это? Как ты себя чувствуешь? Можете ли вы поставить себя на место других? Некоторые дети думают, что они могут делать что угодно, кому угодно, потому что это не причиняет им вреда. Но если бы они на мгновение задумались о том, что они делают и как это влияет на других, они были бы потрясены. Если они поймут, что когда-нибудь мы получим то, что сделали другим, тогда они будут еще более потрясены. Наше соприкосновение с другими людьми всегда должно быть в контексте того, что мы понимаем их, потому что подобны им. Это причина того, что мы их понимаем. Но часто мы не осознаем этого, потому что не чувствуем себя подобными другому человеку. Мы просто живем в своем собственном маленьком мире и не имеем представления о нуждах других - мы просто видим свои потребности. Мы настолько поглощены своими потребностями, своими мыслями, тем, что другие делают нам, и так далее, что у нас больше нет места, чтобы думать о том, что нужно сейчас другим. Но если мы поставим себя на их место, мы всегда будем осознавать потребности других. Почитать других выше себя.

Наш ключевой текст начинается со слова «Итак». Существует опасность неправильного понимания этого текста. Например, вы могли бы понять это так: «Я отношусь к другим так, как хочу, чтобы они относились ко мне, и мне определенно хотел бы, чтобы ко мне относились очень нежно и мягко. Я не хочу, чтобы другие говорили мне о моих ошибках - нет, я этого не хочу. Поэтому я буду относиться к ним таким же образом. Итак, я выполняю этот закон, верно? Вот как это можно понять. Но текст начинается со слова «Итак». И что это значит? «По этой причине».

Давайте на минуту вернемся и прочитаем предыдущие стихи из Матфея 7. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7: 7—11).

Итак, живет ли Бог по принципу золотого правила? Определенно, да! Он может поставить Себя на наше место, потому что Иисус пришел и жил на этой земле. Он прожил нашу жизнь и знает, что мы чувствуем. Он чувствует боль, когда нам больно. Он знает осуждение, обличение, аплодисменты, все. Поставив себя на наше место, Он дает нам именно то, что нам нужно. Не всегда то, что мы хотим, верно? Но Он дает нам даже лучшие дары, чем мы просим - даже помимо того, что мы просим. То, что это действительно так, подтверждается следующим высказыванием. «Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем — таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники у Бога. Ни Енох, взятый на небо, ни Илия, вознесшийся туда на огненной колеснице, ничем не превосходили Иоанна Крестителя, одиноко умершего в темнице. «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Филиппийцам 1:29). Из всех благословений, какие только Небо может даровать людям, соучастие страданиям Христовым является наивысшим выражением доверия и высокой честью» (Желание веков, 224,5).

Здесь говорится о конкретной ситуации, об Иоанне Крестителе, но этот принцип применим не только к нему. Давайте прочитаем это снова. «Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем — таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала». Это принцип. Если бы Бог всегда давал нам то, что мы желаем в этот момент, дал бы Он нам то, что мы хотим? Нет, потому что наши желания переменчивы. Сегодня мы хотим этого, завтра чего-то еще. Если бы Бог всегда следовал за нашими желаниями, мы были бы несчастны. Вы знаете, как это с детьми. Если вы всегда даете им то, что они хотят, через некоторое время они становятся капризными. Сейчас я хочу этого, потом я хочу того ... Некоторые родители пытаются удовлетворить непостоянные желания своих детей и, в итоге, получают очень печальные результаты. «Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем — таким, [но только], какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала». Это также означает, что некоторые люди никогда не получат ничего от Бога, потому что они хотят отвергнуть Его. И Бог уважает этот выбор. Другими словами, Бог не ведет их иначе, чем они бы выбрали. Может быть, это трудно понять на данный момент, но верой мы можем принять это. Однажды все это поймут. Однажды все предстанут перед судом и увидят это. Они скажут: «Бог праведен, Он справедлив. Он сделал для меня именно то, что я хотел, и больше ничего ». Никто не будет жаловаться и говорить: «О Боже, Ты не относился ко мне так, как я хотел бы». Нет, все будут полностью убеждены, что Бог вел их именно так, как они выбрали. Как верующие, мы подчиняем свою волю Богу и спрашиваем, является ли это Его волей. В некоторых вещах мы знаем, какова Его воля, потому что обетования достаточно ясны. Например, Он хочет избавить нас от греха. Но есть и другие ситуации, такие, как освобождение из темницы - как здесь, в случае с Иоанном Крестителем, - когда мы не знаем конца с самого начала и тогда мы подчиняем Ему свою волю. Мы говорим: «Господи, если это по Твоей воле, тогда избавь меня из этой тюрьмы». Мы благодарим Его за то, что Он слышит нас согласно Своей воле, а не нашей.

Давайте вернемся к Матфея 7:12. Так Бог отвечает на наши молитвы.

«Итак [на основе этого - таким же образом], во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…». Другими словами, прежде чем мы будем действовать каким-либо образом по отношению к нашим собратьям - прежде чем мы попытаемся быть для них благословением - мы должны пойти к Богу и спросить Его: «Господи, какова Твоя вечная воля?», точно так же, как мы просим о себе. Когда я, например, прошу: «Господи, избавь меня из этой темницы», - я добавляю, - «но не как моя воля, а как твоя воля». И когда я даю что-то другим - например, похвалу, или что-то еще - тогда сначала мне нужно спросить Бога, какова Его воля. Это по Его воле, а не по моей воле. Мы не всегда понимаем, что лучше для других, но мы можем прийти к Богу и спросить Его. Поэтому, когда мы просим Бога, и Он услышал нашу молитву, и мы уверены в Его любви, тогда мы можем начать быть благословением для других. Но если мы будем действовать в соответствии с нашими чувствами - гневом, обидой, чем угодно - мы можем быть уверены, что не дадим им того, что им нужно. Например: если я разгневан, потому что человек не поступает правильно, тогда это может быть справедливый гнев, да, но если я буду действовать исходя из этого гнева, а не молюсь, чтобы сначала понять Божью любовь, я часто не увижу контекста.

Из личного опыта. Несколько дней назад я был на очень красивом озере. Это близлежащий природный курорт, где есть несколько диких гусей - родители со своими детенышами, и они всегда плавают вокруг одного места. Они не уплывают, когда вы спокойно смотрите на них. Конечно, если бы вы подошли к берегу и издавали громкие звуки, они отплыли бы на середину озера, и вы бы их больше не увидели. Так что, как ответственные взрослые люди, мы сидели на расстоянии, чтобы наблюдать и наслаждаться ими. Затем пришли несколько женщин с большой собакой. И они не придерживались этого расстояния. Они подошли очень близко к озеру. Как я себя чувствовал? «Что думают эти люди? Это не их территория, а территория гусей! Я был очень расстроен из-за них и хотел их обличить. Я хотел сказать: «Пожалуйста, уходите со своей собакой! Оставь гусей в покое! Но как-то сдержался, а потом заметил, что гуси не уплывают от собаки. Тогда я подумал: «Ого, это интересно». Когда женщины сидели рядом с озером со своей собакой, гуси плавали прямо перед ними - на расстоянии одного или двух метров. И без страха. Я подумал: «Хорошо, что я ничего не сказал». Гуси и собака понимают друг друга, и, может быть, женщины тоже поняли, что гуси не боятся. Я видел это несколько раз, а не только один раз. После второго или третьего раза я начал понимать, что гуси не боятся собак. Конечно, если бы была маленькая собачка, которая все время лаяла, это имело бы значение. Но с этой большой собакой проблем не было. У меня было больше страха перед собакой, чем у гусей! Я увидел, что вы должны понять контекст, прежде чем сказать другим людям, что вы хотите, чтобы они сделали для вас. Чего бы я хотел, если бы подошел с собакой, не понимая, что делаю? Мне хотелось бы, чтобы кто-нибудь сказал мне - по-дружески, конечно, - «Пожалуйста, оставьте гусей в покое, потому что им нужна их территория». Так что я подумал, что могу сказать это женщинам также. Но нет, оставь их одних. У Бога есть другой план. Он превыше. Вы понимаете это? Когда вы поступаете с другими людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами, всегда помните о таком контексте.

Основание для всего. Давайте теперь прочитаем вместе несколько высказываний. «Уверяя нас в любви Божьей, Иисус говорит о нашем долге любить друг друга, сводя таким образом все отношения в человеческом обществе к одному всеобъемлющему принципу» (Нагорная проповедь Христа, 134.1). «Уверяя нас в любви Божьей (к нам)…» - это основа. Только когда вы поймете, что Бог всегда отвечает на вашу молитву так, как вы этого хотели бы, если бы могли увидеть конец с самого начала. Это Его любовь. На этом основании мы должны любить друг друга. «Иудеи заботились только о том, как бы побольше получить; они старались обеспечить себе подобающие им, по их мнению, власть, уважение и славу. Христос же учит нас не заботиться о том, как бы побольше получить, но думать о том, что мы сами можем дать. Мерилом наших обязанностей по отношению к ближним является то, что мы считаем их обязанностью по отношению к нам» (Нагорная проповедь Христа, 134.2). Это принцип. Вопрос не в том, что мы можем получить?», но «Что мы можем дать?» Это, конечно, является отличием библейских социальных навыков от социальных навыков, как они определяются в мире. «Общаясь с людьми, ставьте себя на их место [Это важный момент. Это социальный навык или социальная компетентность. Это важно. «… Ставьте себя на их место». Можем ли мы поставить себя на место других? Вот в чем вопрос. Можете ли вы поставить себя на их место? Давайте предположим, что люди завидуют. Могу ли я поставить себя на их место, когда они завидуют? Легко - я понимаю, что такое зависть. Но могу ли я поставить себя на их место, когда они действительно имеют нужду? Вот в чем вопрос! Поставь себя на их место. И затем говорится, что это значит.], вникайте в их чувства, затруднения, разочарования, радости и скорби…» (Нагорная проповедь Христа, 134.3). Социальная некомпетентность, о которой мы, может быть, думаем здесь, всегда заключается в том, что не хватает проникновения в чувства, затруднения, разочарования, радости и печали других.

Например, если бы на похоронах вы начали проповедовать доктрину о состоянии мертвых, людям, которые верят, что их родственник сейчас на небесах ... Хотя это неверное убеждение, но если вы попытаетесь исправить это доктринальной проповедью на похоронах - понимаете ли вы, что это будет для них значить? Вы понимаете? Вы хотите хорошего - исправить их неправильное представление, но понимаете ли вы, в каком состоянии они сейчас? Можно сказать: «Да! И поскольку они находятся в таком состоянии разума, то более восприимчивы. Итак, я скажу им… ». Такой вид миссионерской работы - нападения на других с помощью своих доктрин - часто практикуется в адвентистской церкви.

Другие опыты. Много лет назад у меня был следующий опыт в Нью-Йорке. Я посетил одну женщину, которая была очень заинтересованной и о многом спрашивала меня. Я многое рассказал ей, и через некоторое время она показала мне книгу и спросила, что я об этом думаю. Конечно, я не читал эту книгу. Не могу точно вспомнить название, но это было что-то вроде «Реализуй себя». Другими словами, больше думай о себе и тому подобное. Это было все о самовозвышении и так далее. Естественно, я был расстроен, когда увидел это, и сразу сказал ей: «Это очень плохая книга». Но я не читал ее - только название и, возможно, несколько абзацев. Вероятно, это была книга эзотерического происхождения, и я серьезно предостерег ее. После этого у нее больше не было вопросов, и она более не была заинтересована дальше встречаться со мной. Она организовала гостиничный номер, где я мог бы остановиться - вот и все. Итак, что я сделал? Я закрыл дверь. И как? Я не поставил себя на ее место. Теперь я представляю, что она, вероятно, подумала: «Это самоуверенный человек. Он даже не читал книгу, но уже судит о ней - а я получила такое благословение благодаря этой книге. Мне больше не интересно его слушать». Я должен был вникнуть в ее чувства. Вы не можете сказать человеку все сразу (см. Иоанна 16:12).

Мы можем учиться социальной компетентности, наблюдая. Наблюдайте за другими и смотрите, как они это делают. Я так и делал, начиная со своих родителей. Вот почему я могу сказать, что мой отец не обладал большой социальной компетентностью. У моей мамы ее было намного больше. И я всегда наблюдал за ней. Как она общается с людьми? Как она это делает? Как это происходит, что она так хорошо ладит с людьми? Я хотел знать. Я наблюдал и наблюдал. Позже я также увидел недостатки ее социальной компетентности, но в детстве видел много способностей. Позже в жизни я наблюдал за верующими. Например, когда я однажды посетил Иоахима в Пфорцгайме, а он навещал своих соседей, я наблюдал, как он относится к ним. Я подумал: «Ого, вот это да. Я также хочу знать, как это сделать». Итак, я наблюдал, как они это делали и так далее. Мы должны наблюдать, друзья, и более всего мы должны смотреть на Христа. Мы также должны наблюдать за собой - то, где мы потерпели неудачу, допустили ошибку, чтобы узнать, в чем наш недостаток, и преодолеть его.

Вот еще одна история о том, где я потерпел неудачу. Я летел на самолете и благодарил за еду. Женщина, сидящая рядом со мной, сказала: «О, вы молитесь за еду. Вы пастор? В то время я не выносил, когда меня называли пастором. Я не хотел быть пастором. Во-первых, я думал, что, так или иначе, я не достойный быть пастором, и нет, быть пастором - это не моя работа. Но вместо того, чтобы сказать ей, что я не пастор, я спросил ее: «Ты должен быть пастором, чтобы молиться о пище?» Это был фактически конец любого разговора! Она больше не задавала вопросов. Очень тактично, не так ли? После того, как я сказал это, осознал, что у меня нет социальной компетентности. И почему я это сказал? Потому что просто думал о себе. «Я должен защитить себя. Меня не должны называть пастором». Когда мы думаем о себе, мы не способны устанавливать социальную связь. Наши социальные умения страдают до такой степени, что мы думаем только о себе. Это несколько вещей, которые я узнал за эти годы. Я надеюсь, что не буду повторять такие ошибки, которые являются чем-то большим, чем просто ошибки. Речь идет о принципе - думать о других. Это важный момент. В других случаях я говорил слова, которые, как я понял, были совершенно правильными в нужный момент. Почему? Потому что Бог вдохновил, и Он вел. Я верю, что это ключ: думать о других, и как Бог вдохновляет.

Давайте читать дальше. «… вставайте с ними на одну ступень и поступайте так, как бы вы желали, чтобы они поступали с вами. Это истинное правило честности, основанное на словах закона: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39). Оно было главным содержанием учения пророков. Этот небесный принцип реализуют все, кто готов жить в святом общении с Богом» (Нагорная проповедь Христа, 134.3). Если вы думаете об этом правиле во всех своих контактах, вы не можете потерпеть неудачу!

Более глубокий смысл. Но в этом есть более глубокий смысл. «Но золотое правило имеет еще более глубокое значение. От каждого, по милости Божьей сделавшегося домостроителем многообразной благодати Божьей, требуется, чтобы он поделился имеющимся с душами, находящимися во тьме неведения, в той мере, в какой желал бы этого он, будучи на их месте. Апостол Павел говорит: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Римлянам 1:14). Познав Божью любовь, получив дары Его благодати, вы обязаны поделиться этими дарами с самыми невежественными и опустившимися душами» (Нагорная проповедь Христа, 135.3). Это «более глубокое значение» золотого правила. Другими словами, если вы ставите себя на место других, если вы вникаете в их чувства и т. д., то делайте это с мыслью об их вечном спасении, а не только думая об их теперешних желаниях. Всегда говорите, думая об их вечном спасение. Если вы вникнете в их чувства просто из-за того, что они сейчас имеют какие-то желаня (они хотели бы иметь то или иное), то это не то, чего они на самом деле хотят. Это нечто гораздо более глубокое, и это вечное спасение. Это означает, что мы иногда не можем дать то, чего они хотят именно сейчас.

Посмотрите на последнее предложение заключительного абзаца. «Влияние благодати призвано смягчить сердце, облагородить и очистить чувства, наделяя человека обходительностью и тактичностью, которые имеют небесное происхождение» (Нагорная проповедь Христа, 135.2). Это прекрасно. «…обходительностью и тактичностью, которые имеют небесное происхождение ». Это социальное умение. Что уместно в этот момент? Уместно ли на похоронах отстаивать учение о состоянии мертвых? Нет, это не так! Уместно ли на свадьбе говорить о смерти своего ребенка? Нет, это не так! Думайте о других, а не о себе и о том, о чем вы хотели бы поговорить. Но подумайте, что им нужно в этот момент. Когда я шучу, и никто не смеется, я, должно быть, не правильно понимаю потребность. Иногда вы шутите за счет других, но это не подходит. Это не небесная деликатность. Иисус всегда был уместен.

 Но вы не можете из этого сделать закон. Иногда хорошо, когда шутят. Иногда это приносит облегчение и помогает другим людям, находящимся в депрессии, выйти из этого состояния. Просто думайте о других. Что им нужно сейчас? Итак, дайте им это. Как часто я впадал в депрессию, а потом другие шутили, и это выводило меня из депрессии? Это может помочь и другим. Что бы вы ни делали, делайте это, думая о других, и о том, что может им помочь.

Женщина у колодца. Давайте рассмотрим пример золотого правила - социального умения, который мы находим в Евангелии от Иоанна. «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоанна 4: 1–12).

Давайте пройдемся по этой истории, стих за стихом. Я думаю, вы понимаете, что самаритяне очень враждовали с иудеями. Они были враждебны друг ко другу, потому что обе стороны думали только о себе, а не о потребностях других. И иудеи, и самаритяне были очень эгоистичны. Во всей своей религиозности они думали только о себе - о себе, о себе, о себе. Я бы сказал, особенно иудеи, потому что, когда они начинали молиться, то делали это так, чтобы все их видели. Это было важно для них. Иисус был евреем, которого можно было увидеть по Его одежде. Он пришел к колодцу. Женщина была самарянкой, что было ясно по ее одежде. Но более того, она была женщиной, а Он мужчиной. В те дни мужчину считали настолько превосходящим женщину, что он никогда бы не разговаривал с ней и не просил ее о чем-либо. И будучи иудеем, Он вдвойне превосходил самарянина и женщину также – было удивительным, что Он просить у нее одолжения, зависил от нее! Это было совершенно удивительно, и это сбило ее с толку, так что она высказала это. Она даже забыла дать Ему воды, но просто спросила: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» Иисус стремился соединиться с ней. Теперь давайте посмотрим на социальные умения Иисуса. Это для нас самое интересное в этой истории. Каковы социальные умения Иисуса? Он пытался соединиться с ней, и что Он сделал? Начал разговор. Он попросил ее об одолжении. Ему не нужно было этого делать, потому что Он был Источником всей воды в мире, и все же просил. И Он был успешным.

Иисус сказал, что если бы она попросила у Него: «Дай мне пить», Он дал бы ей живую воду. Иисус был Мессией, и женщина, как и все самаряне, также ожидала, что Мессия придет. И Иисус знал это. Она была честной искательницей, хотя в то же время была грешницей. Почему Иисус прямо не сказал ей: «Женщина, я Мессия. А теперь иди и попроси у меня духовной воды». Разве это не было приятным сюрпризом для женщины? Но это не было бы тактично, не так ли? Тактичность – уместное здесь слово.

Когда мы приближаемся к неверующим, тактичность очень важна. Теперь давайте обратимся к Колоссянам. «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Колоссянам 4: 5, 6). Тактичность особенно важна для тех, кто не верующий. Если бы вы сразу сказали им истину, какой мы знаем ее, это не было бы с благодатью, благоразумно, «обходительно и тактично», не было бы привлекательно. Если бы Иисус сразу сказал ей: «Послушай, я Мессия. А теперь, пожалуйста, подойди и задавай Мне вопросы». Какой бестактной могла бы быть ситуация? Он не сказал: «Теперь проси у Меня», но «Если бы ты попросила...». Другими словами, Он дал ей полную свободу просить или не просить. Он ничем не давил на нее. Это было приглашение. Если бы она знала Иисуса, то она бы знала, что в этом было приглашение, но она не знала Его. Он был ей незнаком, и поэтому Он выразил это приглашение. Иисус не всегда делал так с людьми, потому что они знали Его, поэтому Ему не нужно было делать это все время - но здесь это было необходимо. Теперь женщина удивилась и сразу же сравнила Иисуса с Иаковом – почитаемым ими отцом. Тем самым она показала, что понимает, что Иисус, должно быть, великий человек. Это не было риторическим вопросом, а настоящим вопросом: «Неужели ты больше нашего отца Иакова?» Затем Иисус объяснил, какая это вода, очень тактично. Он не сказал: «А теперь иди и проси». Но просто: «Смотри, это то, что я предлагаю. Это такая вода, когда ты больше не будешь жаждать. Он также проиллюстрировал это Своим поведением, потому что она еще не дала Ему воды, но Он все же был всем доволен. Он не сказал: «Сначала дай мне воды, потом я продолжу говорить».

Теперь Иисус внезапно изменил тему разговора. Что вы думаете? Было ли тактичным то, что Он сказал дальше? Она просила: «Дай мне этой воды», но вместо того, чтобы дать ей эту воду, Он сказал: «…пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Иоанна 4:16). Он точно знал, что это значит. Она уклонилась от сути и ответила: «У меня нет мужа». И затем Он сказал: «…

правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоанна 4:17, 18). Тактично ли это? Но Он знал, что женщина имела достаточное доверие, чтобы принять эту весть. Если бы Он сказал это в самом начале, она не смогла бы этого принять. Но Он подготовил путь, и теперь мог сказать об этом. Это показывает, что золотое правило означает не только говорить мягко. Иногда приходится говорить неприятную правду. Всегда нужно говорить правду, но иногда это неприятно. Откуда я знаю, что это было ей неприятно? Потому что женщина не сказала Ему: «Ты прав, и я сожалею об этом». Вместо этого она сразу начала менять тему. «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Иоанна 4:19, 20). Теперь Иисус мог бы сказать - если бы был бестактным - «Не меняй тему. Придерживайся сути вопроса». Но Иисус тактично позволил ей вести разговор. Это интересно. Он был уверен в своем поведении и знал, что женщина приняла это в своем сердце.

Когда мы говорим о вести здоровья, вести о субботнем покое или о других наших вестях, мы хотим точно знать, каков наш долг. Можно ли нам идти к врачу или нет? Можно ли нам ходить к стоматологу или нет? Можно ли нам оперироваться или нет? И тогда мы делаем из этого большой вопрос. Это то же самое, что задавать вопрос: «В каком месте нам следует поклоняться?» Это доктринальные вопросы. Гораздо важнее руководствоваться Святым Духом. Это решающий момент. И это то, что сказал ей Иисус. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4:24). Он говорил с этой самарянкой как со зрелой христианкой. И она поняла. Затем она прямо обратилась к теме о Мессии, и Иисус прямо сказал: «… это Я, Который говорю с тобою» (Иоанна 4:26). Это что-то! Почему? Потому что в другое время мы читаем: «Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос» (Матфея 16:20).

Почему такая разница? В то время ученики, как и люди, с которыми они разговаривали, не имели полного понимания. Для них Иисус был иудейским царем. Но для самарянки Мессия был личным Спасителем. По этой причине Он говорил с ней так прямо, в то время как ученики не могли говорить об этом, потому что это было бы не понято. Тот факт, что Иисус был таким открытым, удивителен. Он нашел ключ к сердцу этой женщины - это точно. Он был очень тактичным. Тактичность здесь является ключевым словом.

Языческая женщина. А теперь другой вопрос. Когда Иисус пошел в Сирофиникию, Он встретил женщину, которая хотела, чтобы ее дочь была исцелена от злого духа. Но Иисус не ответил. Было ли это тактично? Тогда ученики сказали: «Отпусти ее!» Казалось, Иисус даже согласился с их словами: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матфея 15:24). Но женщина продолжала просить и не сдавалась. Тогда Иисус сказал ей: «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Матфея 15:26). Собака на востоке считается очень низким животным. Даже сегодня там вы не пожелали бы сравнить человека с собакой. Было ли это тактично? Ну и что, женщина продолжала говорить: «…так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Матфея 15:27). Удивительно, не правда ли? Она поняла. Когда Иисус сказал ученикам: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», она отождествила себя с этим. Она опознала себя как потерянную овцу. Когда Иисус говорил о псах, она понимала, что даже собаки играют свою роль. Она не возражала против того, чтобы ее называли собакой, пока ее дочь исцелялась. Она просила за кого-то другого – о своей дочери. Иисус дал ей именно то, что ей было нужно. Иисус был тактичным в том смысле, что преподал Своим ученикам важный урок. Он также был тактичен с женщиной, потому что после этого обратился к ней прямо, сказав: «… о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матфея 15:28). Иисус был очень тактичен с этой женщиной, но в то же время дал урок. Тем не менее, в этой истории важнее социальная компетентность женщины. Вы думали об этом? Она связана с Иисусом. Это социальная компетентность! И если она могла так соединиться с Иисусом, она могла бы также соединиться и с другими. Я уверен, что она была бы великой миссионеркой в ​​Сирофиникии, потому что у нее были отличные социальные навыки.

Утверждение Павла. Давайте теперь обратимся к еще одному тексту. «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Ефесянам 6: 5-8). Важной частью является: «… не с видимою только услужливостью, как человекоугодники…». Недостаток социальной уверенности приходит, когда мы пытаемся быть человеко-угодниками. Потому что тогда все наши мысли кружатся вокруг вопроса: «Что другие думают обо мне? Что он или она думает обо мне сейчас? Мы будем управлять своей жизнью в соответствии с тем, как мы представляем, что другие думают о нас. Действительно ли они думают о нас - это другой вопрос - мы просто представляем, что они думают. Это самая большая проблема, которая у нас есть - наше собственное представление о мыслях других. Мы не очень понимаем, что они думают, но у нас есть свое собственное представление, и это наполнено подозрительностью, неверием, страхом, беспокойством и так далее. «Что другие скажут и подумают, когда я это сделаю? Я лучше сделаю это тайно. Лучше молчать об этом, потому что, если я об этом скажу, то другие могут сказать то и другое». Такая сосредоточенность на себе - большая проблема. Это быть человеко-угодником. Павел призывает рабов не быть человеко-угодниками. Не волнуйтесь о том, что о вас думают другие. Беспокойтесь о том, что Бог думает о вас. Нужно заботиться о том, что правильно, а не о том, что другие думают о вас, ведь последнее не имеет значения. Беспокойтесь только о том, что неправильно и что правильно, и что бы сделал Иисус? Тогда у вас не будет проблем в ваших отношениях с другими. Тогда ваша социальная компетентность действительно возрастет.

Эта же мысль отмечена в следующем тексте. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Коринфянам 4: 3). Это не имеет для меня никакого значения. Но для меня важно быть судимым Господом. «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне — Господь» (1 Коринфянам 4: 4). Быть угождающим человеком, означает всегда заботиться о том, что думают другие. Не нужно так думать! Есть только один вопрос: «Что Господь думает обо мне?» Когда я подчиняюсь Ему, я могу быть абсолютно свободен по отношению к своим собратьям. Тогда у меня больше нет недостатка в социальной компетентности. Это мое пожелание нам - чтобы мы достигли такой социальной компетентности в отношениях друг с другом, как описал Павел, когда сказал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди… судия же мне - Господь». Если бы у нас было отношение Павла, мы были бы намного свободнее друг с другом. Не было бы никакого беспокойства, такого как: «Может быть, я скажу это, или, может быть, я не скажу это. Что подумают другие?» Перестаньте беспокоиться об этом. Это неважно – это просто «мало значит». И когда мы совершаем ошибку и Бог судит нас, тогда давайте будем счастливы, потому что Бог милостив. Давайте примем это от всего сердца. Иисус сказал: «Да светит свет ваш пред людьми» (см. От Матфея 5:16). Но, как вы знаете, это означает, что вы не должны стремиться сиять. Устраните препятствия и позвольте свету сиять, но не заставляйте себя сиять перед другими людьми. Это не сработает! Это просто лишит вас вашей социальной компетентности.

 

 

 

Скачать: 
ВложениеРазмер
Файл Текст69.62 КБ