Часть 1. Проблема
Весь мир сегодня знает, что он стоит перед страшными проблемами, и люди изо всех сил ищут их решение. Но существует только одно место, где такое решение может быть найдено — это Слово живого Бога. Для этого есть твердое основание. Когда апостолы Петр и Иоанн стояли перед своими иудейскими гонителями, они сказали об Иисусе Христе: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния, 4:12).
Это значит, мы не можем ожидать решения проблем ни от психологов, ни от врачей, ни от социологов или других ученых. Мы можем обратиться только в одну инстанцию, а именно: к Слову Божьему, в котором открывается спасительная сила Иисуса Христа и путь, на котором эта спасительная сила становится нашей эффективно действующей личной собственностью.
В Слове Божьем мы находим захватывающее свидетельство человека, который, лично познав спасительную силу Слова, засвидетельствовал: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова» (Римлянам, 1:16).
Он имел основание не стыдиться благовествования Иисуса Христа и назвал его радостно и не колеблясь: «Потому что оно есть сила Божья» (Римлянам, 1:16).
Подумаем над тем, мог ли Павел назвать Евангелие иначе. Может быть теорией, аргументом, благой вестью или другим подобным словом? Но он не употребил ни одного из них. Как он засвидетельствовал, Евангелие — «есть сила Божья». Для него эта сила была не какой-то отвлеченной силой, а силой Божьей.
Очень важно, чтобы с самого начала нашего исследования мы понимали, что же такое Евангелие на самом деле. Следует хорошо подумать о власти и величии этой силы. Это та Божья сила, которая вызвала к жизни небо и землю. Мы не располагаем здесь ни временем, ни местом, чтобы привести некоторые астрономические цифры и факты, дающие описание огромной протяженности Вселенной. Если бы мы могли немного задержаться на этой мысли, то мы получили бы, по крайней мере, первоначальное представление о той огромной силе, которая есть сила Божья.
Евангелие — это именно та сила, которая вызвала к существованию миры. И эта же творческая сила дарована для нашего спасения, потому что Слово Божье, переданное Павлом, гласит: «Это сила Божия ко спасению» (Римлянам, 1:16).
Текст не объясняет от чего должно спасти нас Евангелие, и необходимо ли это вообще? Библия это уже объяснила. Ангел Господний, придя к Иосифу, мужу Марии, матери Иисуса, чтобы объявить ему о предстоящем рождении ребенка, сказал: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфея, 1:21).
В Библии один текст нужно сравнивать с другим. Истины, которые однажды уже были изложены, нет необходимости повторять в другом месте теми же словами. Иисус — это центр и сила Евангелия. Таким образом, если Иисус пришел, чтобы спасти Свой народ от грехов, и если Павел нам говорит, что Евангелие — это сила Божия ко спасению, то ясно, что речь идет о спасении от греха.
Если такая мощная сила, противопоставить которой нечего, дарована каждому человеку, чтобы спасти его от его же грехов, то нужно спросить себя — чем можно оправдать то, что человек грешит. Действительно, оправданий нет. Очевиден тот факт, что большинство людей вообще и не задумываются над проблемой греха. Они живут так, как им нравится, и Господь предоставляет им полную свободу делать то, что они хотят. Но однако они все-таки виноваты, а поскольку они виновны, то будут пожинать плоды своего образа жизни.
Но те, кто стремится уподобиться Божественному образу и живой верой овладевают Божественной силой познают такое внутреннее изменение, что любовь, терпение и чистота становятся их естественной природой. Они испытают на опыте действие мощной силы Бога, и они узнают, что ни на земле, ни под землей нет власти, которая могла бы принудить их ко греху. Поэтому им никогда и не нужно грешить. Каждый, кто хочет, может вести жизнь совершенной победы над грехом до тех пор, пока он верит в спасительную силу Всемогущего. Евангелие всегда предоставлено людям, но не для всех людей оно является силой Божьей. «Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину» (Римлянам, 1:16).
Только для того, кто верит, Евангелие является силой Божьей для спасения от греха. Для всех остальных это лишь теория, история, учение или нечто подобное. Только для верующего это сила Божья.
В следующем стихе Павел говорит нам, что вызывает сила Евангелия: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет“» (Римлянам, 1:17).
В Евангелии открывается истинная праведность Бога. Стоит поразмышлять над значением слова «открывается». Это значит, что праведность Божия показана так, что ее может ясно увидеть каждый. Но где же проявляется Евангелие Христа, если не в жизни тех, для которых оно стало действенной силой? Так и в жизни Христа на этой земле Евангелие было силой Божьей. Оно ежедневно оберегало Его от грехопадения. Его жизнь продемонстрировала не что иное, как праведность Божию от веры в веру. Христос — это пример, который показывает нам, какими мы должны быть. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1-е Петра, 2:21).
Так же как праведность Божия каждый день открывалась в жизни Христа через силу Евангелия, так и сегодня она должна проявляться в жизни всех Его последователей.
Земная жизнь Иисуса Христа — это откровение, которое показывает нам, как должна выглядеть наша жизнь, задуманная Богом. Каждый человек, называющий себя дитям Божьим, изучая жизнь Христа, узнает, что от Иисуса непрерывно исходили потоки любви, благодати, милости и терпения. Когда он увидит, что Иисус обладал всеми христианскими добродетелями, у него появиться естественное желание стремиться к этому идеалу. Однако, взгляд на прожитую жизнь, в которой были только поражения и неудачи, лишает его уверенности, что он когда-либо сможет достичь этой высокой цели. Но уже в начале изучения важно верой овладеть той могущественной истиной, что Евангелие является Божьей силой для спасения от греха для того, чтобы в жизни любого истинно верующего праведность Божия открывалась от веры в веру. Каждого верующего вдохновляет чудесная возможность достичь прекрасных целей через силу нашего Спасителя Иисуса.
Вот что такое Евангелие. Это сила, которую использует Христос, чтобы исполнить Свое обетование. Он пообещал взять под свою защиту грешного человека — плохого, морально испорченного, загубленного, несущего в себе раздор, недоверие, ненависть и все плоды злой природы, изгнать их из него и наполнить его вместо этого любовью, радостью, миром, кротостью, смирением, терпением и всеми другими плодами Духа настолько, что его жизнь будет являть собою не что иное, как праведность Божию. Это есть Евангелие, и ничто другое не может быть Евангелием Иисуса Христа.
Но является ли это опытом человека, который сегодня исповедует Христа? На этот вопрос легко ответить в ходе эксперимента.
Стоит подойти к человеку, который считает себя дитям Божьим, — совершенно независимо от того, к какой церкви он принадлежит — и спросить его, сознается ли он в том, что изо дня в день грешит. Действительно честный человек всегда признается в том, что он ежедневно грешит. Достойно похвалы, если он ответит так откровенно и честно.
Далее следует спросить его, что же он делает, когда он согрешил и подавлен бременем вины. На это он ответит, что он признает грех перед Богом, при этом он просит Господа, чтобы Тот простил его и помог не совершать впредь подобного.
И это также честный ответ, заслуживающий уважения. Но стоит сделать следующий шаг и спросить человека, что происходит после того, как он исповедовался во грехе и попросил у Бога прощения и помощи, дабы не совершать подобного вновь. Скажет ли он, что этот грех остался в прошлом или он все еще живет в нем и омрачает его жизнь? Другими словами, признает ли он, что снова и снова совершает тот же самый грех?
На этот раз собеседник посмотрит на вас удивленно, словно говоря: «Почему ты задаешь мне этот странный вопрос? Конечно, грех еще во мне. Я все еще человек и постоянно должен бороться с ним. Я снова и снова совершаю грех, и снова и снова должен в нем каяться».
Можно ли подобный опыт считать освобождением от греха? Безусловно, нет. Это опыт совершения греха и покаяния, совершения греха и покаяния, совершения греха и покаяния.
Вспомни собственную жизнь, грех, наиболее досаждавший тебе. Вспомни о том, как ты совершаешь этот грех, как тебя мучают угрызения совести, как ты просишь у Господа прощения и как настойчиво умоляешь Его помочь тебе не совершать его вновь. Подумай о своем решительном обещании не повторять греха и о том печальном факте, что ты совершал его снова и снова. Если ты не относишься к тем, кто нашел путь освобождения от греха и встал на него, тогда ты должен сознаться в том, что тот же грех, который и десять лет назад был твоей самой большой проблемой, и сегодня остается с тобой.
Если ты абсолютно честно можешь сознаться в этом, то ты сделал первый важный шаг к тому, чтобы освободиться из создавшейся ситуации. Господь никогда не хотел, чтобы таким было твое состояние, и оно не является опытом верующего человека, владеющего Евангелием, как силой Божьей для спасения.
Различные церкви имеют разные учения. Каждая религиозная община утверждает, что спасительный путь может быть найден только в ней, потому что она верит в определенные доктрины. Но совершенно неважно, правильны ли эти доктрины: если человек не понимает и не испытывает спасительную силу Евангелия, то он все еще потерян, как если бы вообще не верил. Он может обратиться к другому религиозному толкованию, другому вероисповеданию, другой церкви, другой религиозной системе, однако все это не принесет ему необходимого спасения.
Речь идет о том, что религия совершает в человеке. Важен конечный результат. Если Евангелие, в которое мы верим, сделало меньше, чем должно сделать Евангелие Иисуса Христа, то это значит, что то, во что мы верим, является или фальсификацией, или, если это истинное Евангелие, оно не применяется, что является характерным для неразумных дев.
Только тот, кто одержал личную победу над грехом, кто на собственном опыте знает, что значит быть спасенным от своих грехов, кто в своей жизни ощущает действительный рост, тот владеет Евангелием Иисуса Христа, и, следовательно, только тот может проповедовать. Никто не может проповедовать то, чего он не знает. Только праведный человек может проповедовать праведность.
Здесь следует понять, что дело спасения включает наше сознательное сотрудничество. Есть дело, которое вершит Бог, и есть дело, которое должны делать мы. Бог знает Свое задание абсолютно точно, и Он всегда и везде готов выполнить его. Проблема заключается в том, что люди не понимают, что следует делать им и тем самым делают невозможным для Бога выполнение Его части работы.
Свидетельством тому, что мы так же должны вносить свой вклад в дело сотрудничества, являются следующие слова Христа: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна, 8:32).
Целью данного исследования является четкое изложение истины, которую мы должны познать, и которая сделает нас свободными. Мы не будем далее подробно рассматривать необходимость этого познания, вместо этого мы просто перейдем к изучению истины и постараемся выразить ее как можно более ясно и понятно.
Слово Божье показывает нам, что сначала нужно поставить вопрос и ответить на него: «Что такое грех?» Следует подчеркнуть, что вопрос звучит не: «Что такое грехи?», а «Что такое грех?» Ответ на вопрос: «Что такое грехи?» мы можем найти быстро — убийство, ложь, кража и т. д. Однако, ответ на вопрос, что такое грех, это нечто совершенно другое. Действительно, было бы невозможно найти путь освобождения от греха, не ответив правильно на этот вопрос. Это не преувеличение, потому что прежде чем мы сможем понять решение проблемы, нам необходимо сначала понять ее суть.
Как правило, человек, знающий Библию, уверен в том, что он может дать ответ на поставленный вопрос. Услышав вопрос, он тут же цитирует слова из Писания: «И грех есть беззаконие» (1-е Иоанна, 3:4).
Поскольку это ответ из Библии, он должен правильно пояснять слово «грех», исходя из того, что человек вполне понимает значение текста и имеет не совсем ограниченное представление о сказанном.
Под словом «беззаконие» человек обычно подразумевает поступок. Поэтому общепринятая трактовка приведенного стиха сводится к тому, что грех — это противозаконный поступок. Своими противозаконными деяниями нарушитель провинился перед Богом и находится в состоянии, ведущем к проклятию. Божьим исцеляющим средством для него является прощение. Всю картину наглядно можно изобразить следующим образом:
Для того, чтобы лучше понять суть греха, давайте поставим ряд вопросов.
Вопрос первый: может ли человек получить когда-нибудь прощение, если он о нем не просит? Ответ — нет.
Будет ли он когда-нибудь просить о прощении, если он не осознает своей вины? Мы снова отвечаем — нет.
Может ли человек когда-нибудь осознать свою вину, если он не знает, что то, что он делает, грешно? Опять нужно ответить — нет.
Поэтому человек сначала должен знать, какие дела греховны, прежде чем он сможет осознать свою вину, которая заставит его просить о прощении.
Итак, важно поставить вопрос, что такое грех, и понять ответ на него, потому что стремящийся к Божественному целительному средству против греха достигнет необходимого познания только таким путем.
Однако, до этого времени еще не был дан исчерпывающий ответ на этот вопрос. Чтобы достичь избавления от греха, необходимо знать, что грех — это значительно большее, чем просто поступок. Поступки, совершаемые нами, лишь плод того, что мы есть. Такое глубокое определение греха и представляет собой то необходимое знание для освобождения из-под его власти.
Когда однажды Христос был втянут в дискуссию, в которой участвовали фарисеи и другие люди, Он воспользовался этой возможностью, чтобы объяснить им, что такое грех. Сначала Он сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна, 8:32). Люди тут же проявили свое незнание основных вопросов по проблеме греха, ответив Ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: „сделаетесь свободными?“».
Ответ Христа дает нам полноценное определение того, что есть грех: «Истинно, истинно, говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоанна, 8:33, 34).
Здесь грех представлен не как поступок, а как властелин, потому что если грешник является рабом греха, то грех должен быть господином грешника. Чтобы стать таким господином грех должен иметь власть, потому что ни один повелитель не может господствовать, не обладая властью, и уж тем более, если его подданные не хотят повиноваться ему. Грех — это господин, но не тот господин, которому подданные служат с любовью, а повелитель, принуждающий их к послушанию. Мы можем представить себе грех в виде рабовладельца.
Все вышесказанное расширяет понятие греха. Грех — это господин, владеющий нами помимо нашей воли, приводящий нас в состояние рабства. Прощение в общепринятом смысле слова не может решить эту проблему. То, что нам необходимо — это освобождение. Наша диаграмма выглядит теперь так:
Как с прощением, так и с освобождением — никто его не получит, если не будет просить об этом. А никто не будет об этом просить, если не осознает, что он находится в рабстве. И никто не осознает, что находится в рабстве, если не поймет, что грех — это повелевающий им рабовладелец. Итак, снова становится ясно, что первый шаг на пути к освобождению заключается в том, чтобы понять ответ на вопрос: «Что такое грех?»
Однако, к сожалению, понимание большинства людей ограничивается уровнем «поступок — вина — прощение». Поэтому дерево никогда не будет вырвано с корнем, рабовладелец никогда не будет изгнан, и как следствие этого, пустые слова о вере и чисто внешнее соблюдение религиозных требований считается истинным христианством, которое заботится о том, чтобы весь род соблазненных верующих неуклонно шел навстречу гибели и вечной смерти.
Рабовладелец — это корень греха, он имеет в Библии ряд имен. В Послании к Римлянам 8:7 этот корень обозначается как «плотские помышления» или «живущие по плоти», в 6-ой главе это называется «ветхий наш человек» (ст. 6), а в книге Пророка Иезекииля 36:26 — «каменное сердце». Кроме того он ассоциируется с проказой.
Но нигде рабовладелец не изображен лучше, чем в 7-ой главе Послания к Римлянам, и к этой главе мы сейчас обратимся. Начнем с 9-го стиха, в котором Павел говорит: «Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер». Павел вспоминает здесь тот момент, когда закон вошел в его жизнь. О времени, пока закон не пришел, Павел сообщает просто: «Я жил некогда без закона». Другими словами, он был просто добровольным грешником. Это обычное состояние мирского человека до тех пор, пока он не знаком с законом Божьим. Свое состояние грешника он считает нормальным, он этим доволен и счастлив. Это его не тревожит.
Но в определенный момент закон входит в его жизнь и заставляет признать справедливость выдвигаемых им требований к жизни и поведению человека. Итак, знание закона — это первый шаг на пути, ведущему ко Христу. Он может свершиться в процессе чтения Слова Божьего, на проповеди или каким-то другим образом, главное, что это знание должно достичь человека, если он когда-либо надеется найти путь ко Христу, Избавителю от греха.
Знание закона ведет человека к другому знанию, а именно: к познанию своего состояния перед Богом. Тем самым изобличается грешник. Это второй непременный шаг на пути ко Христу.
Такое изобличение вызывает покаяние, при условии, что грешник не заглушает голос своей совести, оказывая сопротивление воздействию Духа Божьего на свое сердце. Но именно так и происходит, потому что это неприятное зрелище — увидеть себя таким, каким видит нас Бог. Человеческая природа склонна отвергнуть такое нежелательное откровение. Типичный пример мы находим в истории Феликса и Друзиллы: «И как он (Павел) говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» (Деяния, 24:25).
Тот факт, что Феликс испугался, является явным признаком обличения, которое он прочувствовал во всей глубине, и которое привело бы его к покаянию, если бы он не оттолкнул нерадостные откровения о самом себе. Но он отослал апостола прочь именно тогда, когда более всего нуждался в услуге, которая шаг за шагом привела бы его к Учителю.
Поэтому каждый из нас должен внимательно следить за тем, чтобы не отвергнуть картину своего действительного состояния, которую покажет нам Господь. Напротив, мы должны принять ее с духом истинного покаяния, которое Бог в этот момент хочет нам дать.
Покаяние означает не только ненависть ко греху, но и отвращение от него. Недостаточно ненавидеть грех лишь из-за последствий, которые он влечет за собой. Иуда и Валаам ненавидели последствия греха, но не ненавидели самого греха. Нам нужно учиться ненавидеть грех, потому что он грех точно так же, как мы ненавидим грязь, потому что она — грязь.
И наоборот, это же означает, что мы любим праведность, потому что она ею является.
Такая точка зрения не соответствует природе человека. Мы не можем выработать ее сами. Ибо покаяние — это дар Божий, как объясняет Слово правды: «Его (Иисуса) возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деяния, 5:31).
Святой Дух, действуя через Слово, предлагает человеку покаяние, как дар Божий; если он его принимает, то далее исповедуется в своем грехе. Итак, вот первые четыре шага на пути ко Христу: знание, изобличение, покаяние и исповедание.
Очевидно, что многие люди честно сделали эти шаги, полагая, что они создали предпосылки для освобождения от греха, но вынуждены были признать, что свободными не стали. Однако правильный путь состоит в том, что если мы совершаем эти шаги согласно предначертаниям Господа, то освобождение достижимо. Проблема в том, что большинство не понимает, что же на самом деле эти шаги означают. Как правило, люди раскаиваются и исповедуются в содеянном, в то же время не видя необходимости более глубокой работы, а именно: раскаяния и исповедания в том, чем человек есть по своей сути.
Вспомни тот волнующий миг, когда ты впервые что-то узнал об истине Божьей. Как прекрасна и логична она была с одной стороны, в то же время обличая тебя с другой! Ты анализировал свою прошлую жизнь и видел в ней только эгоизм и грех. Исполненный глубокого раскаяния, ты чувствовал потребность тотчас же положить этому конец. С того самого момента ты принял решение исполнять все заповеди Божьи. Как и израильтяне, сказавшие однажды: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исход, 24:7), ты тоже решил повиноваться всем заповедям Божьим. И это стремление, казалось, увенчалось успехом в том, что касалось определенных внешних проявлений. Светские соблазны, обладавшие ранее большой притягательной силой, были преодолены. Но нетерпение, вспыльчивый темперамент и другие внутренние проблемы в какой-то мере остались. Они опять возобладали и одержали над тобой верх. Сознание того, что грех по-прежнему господствует над тобой, угнетало. Ты исповедовался в грехах и принимал твердое решение, что отныне все пойдет по-другому, но все оставалось по-прежнему. Те же самые трудности возникали вновь и вновь. Попытка и поражение, осознание и опять попытка и поражение — таков был твой опыт.
Это именно та картина, которую описывает нам апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам, 7:15—24).
Павел не мог бы лучше описать тот опыт, который мы пережили в прошлом, считая себя детьми Божьими. Как часто люди говорят, когда слышат эти слова: «Именно это я пережил! Павел написал про меня».
Когда читаешь этот текст Писания, то видишь, что Павел проделал все первые шаги ко Христу. Его многократные признания в том, что он не выполнял требований закона, ясно свидетельствуют о том, что он знал закон и видел свое собственное состояние в свете его. Ранее в той же главе он прямо указывает на это: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам, 7:12).
В 14-ом стихе он говорит: «Ибо мы знаем, что закон духовен». Как мы уже выяснили в нашем исследовании, знанию закона сопутствует познание нашего собственного состояния. Поэтому Павел добавляет к словам «Ибо мы знаем, что закон духовен», признание: «а я плотян, продан греху».
Если это обличение не подавляется, оно обязательно вызывает покаяние. Без сомнения, Павел на тот момент принял дар покаяния, потому что он ненавидел грех, о чем сам и свидетельствует: «Что ненавижу, то делаю». Кроме того, он решительно отворачивается от греха. Нет сомнения в том, что это — истинное покаяние.
Покаянию сопутствует исповедание. Действительно, это место в Писании есть ни что иное, как исповедь.
Для нас очевидно, что здесь Павел в своем стремлении к спасению сделал первые четыре шага на пути ко Христу: знание, изобличение, покаяние и исповедание. Но точно так же очевидно, что он еще не пережил освобождения от греха, а следовательно, не имел и спасения. Очень важно понять этот момент, ибо существует опасность поверить в наше спасение, поскольку мы прошли эти четыре шага, или думаем, что мы их прошли. Слово Божье, однако, ясно свидетельствует, что можно продолжать оставаться рабом греха, уже преодолев, по крайней мере в определенном объеме, эти шаги; это значит, что человек, несмотря ни на что, все еще находится под властью господина-греха, владеющего нами против нашей воли. Это на самом деле беспрестанный грех и покаяние, грех и покаяние, причем из года в год речь идет об одних и тех же грехах, довлеющих над нами. Это жизнь раба греха, угнетаемого против его воли и вопреки желанию исправить положение.
Если человек приобрел знание истины Божьей, был обличен в своих грехах, раскаялся и исповедовался в них, то он склонен думать, что получил избавление, хотя по-прежнему является рабом своей старой греховной природы. Свидетельство Павла в 7-ой главе Римлянам лишний раз подтверждает это.
Несомненно, можно прийти к такому выводу на основе описанного Павлом его собственного опыта, но он будет неверным. Такой вывод напрашивается по следующей логике: Павел был великим Божьим человеком, понимавшим Евангелие и план спасения. Ему уготовано место в царстве Божием, и, однако, он говорит, что «плотян, продан греху» и был рабом греха. Он не делал того, что, как он знал, было правильным, он пришел к выводу, что напротив, он совершал поступки, зная, что они неправедны. Если Павел, настоящий христианин, имевший надежду на избавление, переживал такое, то и нам следует ожидать, что наш христианский опыт так же должен соответствовать описанному в 7-ой главе Римлянам.
Другими словами, бытует мнение, что опыт человека из 7-ой главы — это опыт действительно возрожденного дитяти Божьего.
Но в этом и заключается ошибка: Павел повествует в 7-ой главе не об опыте после того, как он стал христианином. Нет, он рассказывает о том, что он пережил, идя по пути христианского становления к победе.
Чтобы яснее проиллюстрировать этот момент, я бы хотел рассказать небольшую историю. Однажды меня пригласили побеседовать о пути освобождения с человеком, занимавшим высокий пост в его религиозной общине. Он был в ней руководителем одного из отделов, хорошо знал учение своей церкви и, без сомнения, придерживался закона, во всяком случае, в том, что касалось всех его внешних требований. Много лет он стоял за кафедрой и проповедовал. Но когда я прочитал ему слова Павла из 7-ой главы Римлянам, он сказал: «Это точное описание моего опыта с тех пор, как я отдал себя Богу. С детства я страдал вспыльчивостью — проблема, которая мною еще не решена. Я часто теряю терпение. Я чувствую, что согрешил. Я исповедуюсь в грехе и обещаю, что такого со мной больше не случится. Потом ко мне властно подступает искушение, и я покоряюсь опять и опять. Я точно знаю, о чем здесь говорит Павел».
Этот человек был откровенен и честен, как Павел, изобразивший свой опыт в 7-ой главе Римлянам. Не желая осуждать его, логично, все-таки, задать ему вопрос, будет ли человек в таком состоянии находиться среди праведных в час воскресения или же он погиб навеки.
Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, нужно быть уверенным в правильном понимании опыта, описанного в 7-ой главе. Речь в ней идет о человеке, который знает закон Божий и исполняет его по доброй воле. Каждую неделю он добросовестно посещает богослужения. Он, возможно, занимает достойный пост в своей общине, и кроме того, честно платит десятину и добровольные дары. Он принимает активное участие в миссионерской работе церкви и пользуется большим уважением среди своих соседей. Но он должен признать, что по-прежнему является рабом своей собственной внутренней природы и не может делать того, что хочет и что должен делать.
Это человек из 7-ой главы. Он не тот добровольный грешник, который мало печется о Боге и вечности. Мы знаем, что такой человек не будет участвовать в воскресении праведных, пока он не изменится. Но как это относится к человеку из 7-ой главы? Вот в чем вопрос, имеющий большое значение.
Утверждение, что Павел описывает в 7-ой главе свою христианскую жизнь, является фактором, подводящим нас к заключению, что эта глава передает истинный христианский опыт. Также существуют еще два фактора, оказывающих мощное воздействие в том же направлении. Первый — это свидетельство нашей собственной жизни в качестве верного члена церкви, в которой мы пережили подобное тому, что описано в 7-ой главе. Мы вспоминаем о том, чем мы пожертвовали ради истины, и едва ли склонны признать, что все это было напрасно.
Кроме того, мы думаем о всех наших близких, которые умерли в состоянии человека, описанного в 7-ой главе. Мы питали надежду встретиться с ними в Царстве Божием, но зная, что человек из 7-ой главы не является дитям Божьим, мы боимся, что больше никогда не увидим их. Я видел, как люди только по этой причине придерживались убеждения, что человек из 7-ой главы должен быть истинным дитям Божьим. Они не отдавали себе отчета в том, что несмотря на их мнение, факт остается фактом. Отказываясь принять этот факт, они нисколько не меняют ситуацию. Итак, со всей важностью встает вопрос: является ли опыт человека из главы 7-ой опытом истинного сына Божьего или нет?
Существуют три возможных ответа. Есть люди, которые не колеблясь отвечают, что человек с подобным опытом будет участником воскресения праведных. Другие в этом не очень уверены, а третьи отрицают для него такую возможность, если он умер в таком состоянии.
Эти противоречивые ответы доказывают, что в целом не ясно, описывает ли 7-я глава опыт спасенного человека или нет. Однако чрезвычайно важно для каждого, стремящегося к вечной жизни, иметь однозначное понимание данного вопроса. На это есть серьезные причины. Какой огромной опасности подвергается человек, который знает, что он живет опытом 7-ой главы, и одновременно считает это состояние нормальным для христианина, хотя в действительности это не так! Он не будет искать лучшего, а будет довольствоваться тем, что имеет. Но ведь находит только тот, кто ищет! Итак, кто не будет искать, тот ничего и не найдет. Какое страшное пробуждение ждет этого человека в великий день расплаты, когда ему предстоит увидеть, что он опирался на фальшивую надежду! Нет ничего худшего, чем разочарование человека, прожившего жизнь с уверенностью, что он шел правильным путем и слишком поздно понявшего, что то, на что он смотрел как на избавление, им отнюдь не является.
Когда речь идет об ответе на этот вопрос, ни в коем случае не стоит пользоваться общепринятым пониманием и интерпретацией. Мерилом может служить только Слово Божье. Только в нем можно найти ответ, нигде более. А когда ответ в Слове Божьем найден, нужно принять его с верой, потому что это Слово Божье было дано нам для нашего спасения.
Несомненно, человек, описанный в 7-ой главе Римлянам, находится в рабстве. Он знает, что должен делать, но это ему не удается. Он ни в коем случае не добровольный грешник, он грешит против своей воли. Однако, он грешник. Он служит власти греха, что означает, что он состоит на службе у сатаны.
Если он служит сатане, он не может служить Богу, ибо сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матфея, 6:24).
Как же может человек быть дитям Бога, если Богу не служит? Это невозможно. А если он не дитя Божье, как может он получить спасение? И опять следует повторить — это невозможно. Итак, данный факт с очевидностью доказывает, что человек из 7-ой главы не имеет спасения.
Конечно, это только одно из доказательств. И хотя оно ясно и убедительно, его, однако, недостаточно, так как сказано в Писании, «дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Матфея, 18:16). Поэтому мы приведем еще несколько доказательств.
В последних стихах 7-ой главы Римлянам Павел заканчивает описание своего опыта, где он изображает себя, как раба греха. Этот опыт приводит его к безысходному отчаянию, поэтому, заканчивая, он восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?»
Здесь задан прекрасно сформулированный вопрос, ответ на который дан в книге Э. Ваггонера «Христос и Его праведность», стр. 86, 87. «Разве это истинно христианский опыт — тело смерти так страшно угнетает душу, что она взывает об освобождении? Конечно, нет… Освобождает ли Христос от истинного христианского опыта? Вовсе, нет! Исходя из этого, рабство греха, на которое жалуется Павел в 7-ой главе, ни в коем случае не является опытом дитяти Божьего, это опыт слуги греха. Христос пришел, чтобы освободить людей из этого плена, Он пришел, чтобы освободить нас в этой жизни не от борьбы и сражений, но от поражений. Он пришел, чтобы мы могли укрепляться Господом и могуществом силы Его (Ефесянам, 6:10); чтобы мы были благодарны Отцу нашему, „избавившему нас от власти тьмы и введшего в Царство Сына Своего“ (Колоссянам, 1:13), через кровь Которого мы имеем спасение».
Аргумент, приведенный Э. Ваггонером, гласит, что Христос никогда не освободит нас от истинно христианского опыта. Павел же просит об освобождении от опыта, описанного в 7-ой главе. Тот факт, что Павел молит о спасении, в то время как Христос никогда не освобождает от истинного христианского опыта, дает нам однозначное доказательство того, что опыт, описанный в 7-ой главе, не является опытом истинного дитяти Божьего. Это второе свидетельство.
Обратимся теперь к третьему свидетельству. Павел был человеком, который не только знал, что избавление можно найти лишь в Боге, но и понимал, что Евангелие — это сила Божья для спасения от греха. Как только он с сильной верой возопил о спасении, спрашивая: «Кто избавит меня?», он тут же смог сказать: «Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим» (Римлянам, 7:25).
В одно мгновение меняется вся картина. Коротко оглядываясь назад, Павел суммирует опыт 7-ой главы, говоря: «Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха». В этих словах заключено точное описание человека из 7-ой главы. Он знает, что правильно и разумом своим выбирает служение Богу. Своим разумом он верит истине Божьей и обещает быть верным Господу. Осознанно он отдает себя на служение Богу. Но в жизненных поступках он фактически предан греху, хотя разумом понимает, что это неправильно и хотя стремится действовать по-другому.
Подведя этот короткий итог, Павел далее описывает совершенно иную ситуацию. В ответ на свою отчаянную мольбу он получил освобождение и теперь преисполнен благодарности: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римлянам, 8:1, 2).
В 8-ой главе Павел говорит только о свободе, победе, о счастье быть дитям Божьим и заканчивает торжествующим свидетельством: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам, 8:37—39).
Невозможно читать восьмую главу вслед за седьмой и при этом не заметить, что речь в них идет действительно о двух совершенно разных опытах. Глава 7 — опыт раба, который вынужден против своей воли совершать грех, 8-я же глава, напротив, рассказывает историю человека, освобожденного из-под власти греха, который может делать то, что является правильным, и что он хочет делать. Эти главы никак не могут обе сразу повествовать о христианском опыте. Он описывается либо в одной главе, либо в другой, но не в обеих. Возможно, кому-то трудно разглядеть, что состояние человека из 7-ой главы не является опытом дитяти Божьего, но когда речь идет о 8-ой главе, ни у кого не могут возникнуть подобные трудности. Каждый может понять, что здесь действительно описан опыт христианина. Исходя из первого стиха, нет больше осуждения; второй стих говорит, что человек освобожден от закона греха и смерти; стих 4 — что в нас исполнилось оправдание закона и человек живет теперь не по плоти, но по духу; стихи 14—17 описывают человека как сына Божьего, а следовательно, наследника, сонаследника Христа, а стих 37 гласит, что он все преодолеет с помощью Того, Кто возлюбил нас. Это опыт христианина. Ни у кого не должно возникнуть ни малейших трудностей при осознании этого. Но как велика разница между опытом, описанным тут и опытом из 7-ой главы!
Значит, если 8-я глава описывает опыт христианина, то 7-я глава описывает что-то другое, что не может быть описанием истинного христианского опыта.
Но это еще не все свидетельства, доказывающие приведенный факт.
В конце 7-ой главы Павел молит об избавлении, а когда великая перемена свершилась, он благодарит за это Господа. Сразу вслед за этим он приводит свидетельство: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Римлянам, 8:1).
Здесь следует подчеркнуть значение слова, употребленного в этом предложении. Это слово «итак». Слово «итак» Павел использует часто, формулируя свои аргументы. Часто он использует его как стилистическое средство, после того, как он изложил определенные факты и далее хочет сделать из них выводы. Чтобы предварить свои заключения, он использует слово «итак», говоря тем самым: на основе вышеизложенных фактов должно следовать то, что сейчас будет сказано.
В случае, который нас сейчас интересует, Павел только что рассказал, что он пережил ужасный опыт рабства под властью греха, что он умолял об избавлении и получил его. Поскольку это свершилось, то далее следует вывод, который в другой ситуации был бы невозможен: «Итак нет ныне никакого осуждения».
Чтобы быть уверенным в том, что каждый поймет, почему теперь нет осуждения, он добавляет: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римлянам, 8:2).
В 7-ой главе он должен был бы привести совершенно другое свидетельство. Там он был кем угодно, но только не свободным от закона греха и смерти. И вот он свободен, и поэтому больше нет осуждения. Тем самым Павел признает, что над ним довлело осуждение, когда он еще не был свободен от закона греха и смерти. Есть одно единственное слово, передающее значение выражения «нет осуждения» а именно, «оправдание».
Как мы только что увидели, нет осуждения для того, кто избавлен от закона греха и смерти, то есть для того, кто прошел путь из рабства 7-ой главы к свободе 8-ой главы. Это значит, что человек оправдан. Но это же означает, что в 7-ой главе есть осуждение и, следовательно, нет оправдания.
Это опять-таки означает, что человек из 7-ой главы не имеет ни оправдания, ни прощения. А если он их не имеет, как может он быть участником воскресения праведных?
То, что человек из 7-ой главы не имеет избавления, доказывается во многих местах Библии, и хотя мы привели далеко не все имеющиеся свидетельства, однако, изложенных доказательств вполне достаточно, чтобы внести ясность в этот вопрос.
В этом месте читатель должен был бы честно подумать о том, что это все значит по отношению к его собственному опыту. Если он уверен, что 7-я глава точно описывает его духовное состояние, тогда он должен признать, что он не избавлен от греха, и если он умрет в этом состоянии, он не будет участвовать в первом воскресении.
Тот, кто уже много лет является верным членом церкви, принимает активное участие в делах своей общины, разделяет ее убеждения и добровольно поддерживает ее проекты, и кроме того, пользуется уважением соседей, но несмотря на все это, живет опытом 7-ой главы, должен чувствовать себя глубоко уязвленным, осознав, что он не имеет избавления.
И все-таки это знание необходимо, жизненно необходимо, чтобы мы познали наше истинное состояние, чтобы мы могли сделать шаги к достижению того, что Господь нам приготовил.
Человек может отреагировать на это знание двояко. По своей природе он склоняется к тому, чтобы отвергнуть все, что может спутать его ранее принятые и четко обоснованные решения. После того, как он так долго покоился в лоне приятной, но фальшивой уверенности, что все в порядке, человек хочет закрыть глаза на правду о самом себе. Человек не хочет принять правду. Поэтому он стоит перед опасностью: лучше обратиться к тому, что кажется ему более приемлемым и приятным.
Если уступить этому искушению, человеку на ум вдруг приходит множество аргументов, которые, казалось бы, полностью опровергают доказательства Слова Божьего. «Конечно, я христианин! — поспешит он сказать. Посмотрите, от чего только я не отказался, чтобы следовать за Христом! Взгляните, как хорошо я знаю Библию, сколько времени я провожу за изучением ее и в молитве, какое уважаемое положение я занимаю в церкви, и… и… и…»
Нельзя совершить более роковой ошибки! В истории существовало огромное количество людей, утративших свою вечную жизнь, потому что в определенный момент они не нашли в себе мужества и честности принять правду о самих себе. В результате этого Дух Божий ничего больше не мог для них сделать, и их впечатления опять потускнели.
Другая реакция, которую может испытать человек — это глубокое отчаяние. Такой человек достаточно честен, чтобы признать, что Слово Божье истинно, когда оно ему ясно открывает, что до сих пор он не имеет избавления. Чувство гибели и проклятия угнетает его, и он полагает, что навеки останется разлученным с Богом.
Если читатель при этих словах испытывает именно такое чувство, то пусть он знает, что ничего лучшего не может с ним произойти. Его привел к этому Святой Дух. Дух Божий знает, как необходимо человеку понять свое действительное состояние. Исключительно важно разрушить превратное чувство уверенности, ибо только так Дух Божий может творить свое следующее дело для человека. Слишком многие живут в состоянии Лаодикии, которое описывается в Откровении, 3:14—22. Они не знают, что они несчастны, жалки, нищи, слепы и наги.
Но они должны это знать, иначе и дальше они будут находиться в сетях ложной уверенности до тех пор, пока не будет поздно. Поэтому мужайся и радуйся, если ты достиг того момента, когда видишь себя полностью погибшим!
Радуйся, ибо существует путь освобождения от власти греха! Ты не останешься в состоянии человека из 7-ой главы, в котором снова и снова будешь переживать поражения и разочарования всякий раз, когда захочешь серьезно и преданно служить живому Богу. Этот путь освобождения — не тайна. Цель нашей книги не состоит в том, чтобы довести читателя до отчаяния, не объяснив ему прямого пути освобождения, который приведет его к радости избавления. Поэтому мы просим его непрерывно изучать эту тему дальше, пока вера его не наполнится силой Божьей, и он не исцелится.
После того, как мы поняли, что человек из 7-ой главы не является христианином, нам так же важно понять, почему он не может исполнять закон, хотя он его знает и хочет исполнять. Понимание этого представляет собой важнейшую часть в решении проблемы в целом.