- Українська
- Русский
Путь Валаама
Проповедь Андреаса Дура
Доброе утро. Сегодня мы продолжим изучение нашей темы словами из Луки 9. «Но Иисус сказал ему: „Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божьего“» (Луки 9:62). Нам сложно понять, что означает Божий плуг в нашей повседневной жизни. Также часто возникает вопрос, что значит оглядываться назад.
Когда мы идем своим собственным путем, это определенно означает, что мы ищем другое задание. Некоторое время мы идем своей дорогой и довольны тем, что мы делаем, и затем говорим, что мы безусловно положили руку на плуг. Когда мы идем собственным путем, мы конечно же, положили руку на какой-то плуг, разве что мы совсем уж ленивы и ничего не делаем вообще. Возможно, бывают и такие ситуации.
Но что это означает, возложить руку на Божий плуг? Что это означает для вас и для меня? На прошлой неделе я предложил, чтобы каждый из нас поделился своими мыслями об этом вопросе, и сегодня мы хотим рассмотреть его детальнее.
Для этого обратимся вместе к истории из Ветхого Завета. Давайте прочитаем из книги Чисел 22. «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфора, все, что сделал Израиль аморреям; и весьма боялись моавитяне народа этого, потому что он был многочислен; и устрашились моавитяне сынов Израилевых. И сказали моавитяне старейшинам мадиамским: „Этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую“» (Числа 22:1—4). Вы можете сказать, что этот страх не был беспричинным, так как Израиль на самом деле стал очень могущественным, во всяком случае, в глазах окружающих народов. Вы знаете, что они были рабами в Египте, а какое могущество обычно приписывается рабам? Никакое! Тем не менее они победили сильнейшую армию того времени — египетскую, и сделали это одним ударом. Это вызвало сильный страх у окружающих народов. Они боялись, что Израиль поест их всех и ничего не оставит. И этот страх не был беспричинным.
Здесь об этом явно не говорится, однако это правда, что мадианитяне были идолопоклонниками. Они поклонялись богам каменным и деревянным. Их обряды включали в себя спиритизм и аморальность в наиболее извращенном виде. Все это составляло религию, которая приносила людям удовольствие. Это была такая религия, которая ничего не хотела знать о Боге.
И не только, она была еще против истины. Ее приверженцы не любили истину, и все, что они хотели — это избавиться от нее. Однако, этот факт не был главной причиной их страха. Так должно было быть в действительности. Вместо этого они боялись того, что слышали об Израиле. Всякий, кто не любит истину, рано или поздно превратится в ничто, независимо от того, отдельный ли это человек, семья или народ.
Давайте будем читать далее. «И сказали моавитяне старейшинам мадиамским: „Этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую“. Валак же, сын Сепфора, был царем моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веора, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: „Вот народ вышел из Египта, и покрыл лицо земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят“» (Числа 22:4—6).
Валаам был человеком, имеющим связь с Богом, и через которого Бог говорил, но он не был израильтянином. Тем не менее, он был пророком. Он мог заглянуть в будущее, и благодаря тому, что Бог ему открывал, он мог видеть то, чего не видели другие.
Хотя Валаам отступил от Бога, он все же называл себя слугой Всевышнего. Бог сделал его пророком для того, чтобы он вел людей к Нему. Таким образом Валаам имел влияние даже на царя, который сказал: «Я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».
Каждого, кого ты благословишь, — благословен. Какой комплимент для Божьего человека! Какой бы человек Божий не был счастлив услышать такие слова? На самом деле это не было настоящей честью для Валаама, однако Бог действовал в соответствии с этим свидетельством. С Богом возможно все. Кого Он благословлял, тот благословен, а кого Бог не благословлял, тот не благословен. Кто еще мог открыть это, если не тот, кто имел связь с Богом?
Итак, Валак попросил его помощи против израильтян, этого многочисленного народа, который превозмог даже египтян. «И пошли старейшины моавитские и старейшины мадиамские с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валака. И сказал он им: „Переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь“. И остались старейшины моавитские у Валаама» (Числа 22:7, 8).
Как Божий человек, Валаам зависел от того, чтобы Бог говорил через него, и он знал это очень хорошо. Он знал,что не может сказать то, что хотелось, но только то, что Бог давал ему говорить. И он честно так и сказал. «Дам вам ответ, как скажет мне Господь».
«И пришел Бог к Валааму и сказал: „Какие это люди у тебя?“ Валаам сказал Богу: „Валак, сын Сепфора, царь моавитский, прислал их ко мне сказать: ‹Вот народ вышел из Египта и покрыл лицо земли, и живет подле меня; итак, приди, прокляни мне его; может быть, я тогда буду в состоянии сразиться с ним и выгнать его из земли›“. И сказал Бог Валааму: „Не ходи с ними, не проклинай народа этого, ибо он благословен“. [Если ты об этом не знаешь, Я говорю тебе, что этот народ благословен и не может быть проклят.] И встал Валаам поутру и сказал князьям Валака: „Пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами“» (Числа 22:9—13).
Бог говорил очень ясно.
Валаам знал условия, от которых зависят его пророческие способности. Он мог делать только то, что позволял Бог. Иначе быть не могло.
Итак, князья возвратились домой. «И встали князья моавитские, и пришли к Валаку, и сказали ему: „Не согласился Валаам идти с нами“» (Числа 22:14). Но Валак так легко не сдается.
«Валак послал еще князей, числом более и знаменитее тех. И пришли они к Валааму и сказали ему: „Так говорит Валак, сын Сепфора: ‹Не откажись прийти ко мне; я окажу тебе великую почесть и сделаю тебе все, что ни скажешь мне; приди же прокляни мне народ этот›“» (Числа 22:15—17). Такова была вера Валака в этого человека, который называл себя пророком Божьим. Он был убежден в том, что без его помощи не добьется успеха.
«И отвечал Валаам и сказал рабам Валака: „Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу“» (Числа 22:18). «Это действует не так, как ты представляешь. Божье благословение зависит лишь от Него, а не от золота или серебра. Делу не поможет и все золото и серебро Валака».
«„Впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь“. И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: „Если люди эти пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе“» (Числа 22:19, 20). И снова Бог сказал ясно. Валаам будет говорить только то, что ему скажет Бог.
«Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошел с князьями моавитскими» (Числа 22:21). На этом мы пока остановимся.
Эта история напоминает нам один стих из Нового Завета. В принципе, Иисус сказал то же самое, что и Валаам. «На это Иисус сказал: „Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо, что творит Он, то и Сын творит также“» (Иоанна 5:19). Это безоговорочная верность. Сын может делать только то, что делает Отец. От Себя Он не может творить ничего.
Что мы можем сказать о Валааме после прочтения истории до этого момента?
Он все понимал. Он знал, что был Божьим человеком только потому, что получал от Бога вести. Другого способа нет. В принципе он сказал то же самое, что и Иисус. «Я могу делать только то, что Я вижу, что делает Отец». По-другому не получится. Все золото и серебро мира не может изменить Бога. Просто не может.
Давайте возвратимся к книге Чисел 22. Валаам пошел с присланными людьми, потому что Бог так сказал, но в 22-м стихе читаем: «И воспылал гнев Божий за то, что он пошел…» Как все запутано! Бог сказал ему, чтобы тот шел, почему же Он теперь гневается? «Я теперь не знаю, что правильно. Один раз так правильно, другой раз — по-другому, а в третий раз — еще как-нибудь по-другому». Разве это не так с Божьими повелениями? Один раз Бог говорит делать так, в следующий раз — по-другому.
Слышали ли вы когда-нибудь такие жалобы? Я слышал часто.
«И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал ангел Господен на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ним двое слуг его. И увидела ослица ангела Господнего, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал ангел Господен на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев ангела Господнего, прижалась к стене и прижала ногу Валаама к стене; и он опять стал бить ее. Ангел Господен опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево. Ослица, увидев ангела Господнего, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкой. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: „Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?“ Валаам сказал ослице: „За то, что ты издевалась надо мной; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя“. Ослица же сказала Валааму: „Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с давних пор и до этого дня? Имела ли я привычку так поступать с тобой?“ Он сказал: „Нет“» (Числа 22:22—30).
Я думаю, что это удивительно, принимая во внимание его состояние, что Валаам был достаточно честен, чтобы верно ответить ослице. В какой-то момент он должен был заметить, что с ним говорит животное.
«И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он ангела Господнего, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лицо свое» (Числа 22:31).
Почему Бог сделал это с ослицей? Что Бог хотел сказать Валааму?
Не была ли ослица на самом деле в таком же положении, что и Валаам? Подобно тому, как ослица была зависима от наездника, так и Валаам был зависим от Бога. И что вы ожидаете от ослицы? Верности в исполнении своей работы. Но Валаам не был доволен поведением ослицы пока не увидел, что она, фактически, спасла его жизнь.
«И сказал ему ангел Господен: „За что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мной; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живой“» (Числа 22:32, 33).
Бог хотел сказать Валааму, что он не был таким верным, как ослица. Она спасла его жизнь, и он мог из этого чему-то научиться.
«И сказал Валаам ангелу Господнему: „Согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь“» (Числа 22:34).
«Я теперь совсем запутался. Я сказал, что ничего не могу сделать, если Ты мне не покажешь, и я сделал именно так, как Ты сказал, шаг за шагом. Что происходит?»
«Итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь» (Числа 22:34). «Хорошо. Я не буду поступать по-своему. Я вернусь. Ты этого хочешь?»
«И сказал ангел Господен Валааму: „Пойди с людьми этими, только говори то, что Я буду говорить тебе“. И пошел Валаам с князьями Валака» (Числа 22:35). Иди с ними, но будешь говорить только то, что Я скажу.
«И пошел Валаам с князьями Валака. Валак, услышав, что идет Валаам, вышел навстречу ему в город моавитский, который на границе при Арноне, что у самого предела. И сказал Валак Валааму: „Не посылал ли я к тебе звать тебя? Почему ты не шел ко мне? Неужели я в самом деле не могу почтить тебя?“» (Числа 22:35—37). Валак начал осыпать Валаама почестями. «Я лично послал за тобою. Почему ты не поверил мне?»
«И сказал Валаам Валаку: „Вот я и пришел к тебе, но могу ли я что от себя сказать? Что вложит Бог в уста мои, то и буду говорить“» (Числа 22:38). Снова Валаам сказал, что он может сделать только то, что сказал Бог, и ничего больше.
«И пошел Валаам с Валаком и пришли в Кириаф-Хуцоф. И заколол Валак волов и овец, и послал к Валааму и князьям, которые были с ним. На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Ваала, чтобы он увидел оттуда часть народа» (Числа 22:39—41).
Далее история продолжается тем, как Валаам увидел израильский народ, и как он пророчествовал. Об этом можно прочитать в главах 23 и 24. Вы можете прочитать это сами В эти двух главах говорится, что Валаам сказал только то, что Бог повелел ему сказать, и ничего больше. И это было безусловное благословение на Израиль и проклятие на все другие народы.
Валак не ожидал такого поворота событий, он был разгневан. Он сказал: «Что это?» Затем он повел Валаама в другое место и сказал: «Давай попробуем отсюда». Но произошло то же самое. Поэтому он повел его еще в другое место и сказал: «Попробуй снова». И снова произошло то же самое. Валаам не проклял народ, а вместо этого благословил их так, как об этом говорил Бог. Вот о чем, в основном, говорится в этих двух главах.
Возможно, мы могли бы прочитать еще один стих. «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Числа 23:19). Так Валаам ясно засвидетельствовал о Боге.
После этой части истории сказано: «И увидел он кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: „Крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен“» (Числа 24:21, 22). Как Божий человек Валаам здесь пророчествует, что все эти народы падут.
«И увидев Ога, произнес притчу свою, и сказал: „Горе, горе, кто уцелеет, когда наведет это Бог! Придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!“ И встал Валаам и пошел обратно в свое место, а Валак также пошел своею дорогою» (Числа 24:23—25).
Валак был страшно разочарован. «Все мои усилия были напрасными. Возможно, этот человек Божий имеет некоторые способности, но для меня они не представляют ценности». И Валаам вернулся домой без награды.
Все кончилось. Все было напрасно.
Но это была большая победа для Божьего дела.
Однако далее говорится о том, что Израиль впал в грех. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава» (Числа 25:1). Из-за этого греха израильтяне стали очень слабы, и их враги получили преимущество.
Невероятно. Бог провозгласил на Израиль такие благословения и затем такой поворот, и именно тогда, когда дело продвигается вперед.
Что же произошло на самом деле?
В книге Чисел некоторые детали опущены, но Дух вдохновения дает нам больше информации в Откровении. «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откровение 2:14).
Итак, что же произошло? Валаам дал Валаку больше информации о том, как поступить с Израилем, чем об этом говорится в Числах. Мы знаем это благодаря Духу пророчества. Бог описывает это детальнее.
Очевидно, Валаам пошел домой и раздумывал, как бы ему получить эти деньги. И в результате он придумал способ победить Израиль: ввести их в грех. Итак, он предложил Валаку послать туда женщин, которые бы обольстили израильтян. Таким образом Израиль впал в грех и ослаб.
О Валааме нам сказано больше через Дух Пророчества в Новом Завете. «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восора, который возлюбил мзду неправедную» (2 Петра 2:15).
Почему Валаам предложил Валаку использовать женщин для достижения победы? Потому что он возлюбил мзду неправедную. Наибольшим его желанием были деньги. Он хотел обладать ими любой ценой.
Что сегодня может быть таким вознаграждением?
Что ведет нас к тому, чтобы мы в конечном результате уклонялись от Божьей воли, несмотря на то, что мы говорим о своей верности?
Что сегодня является таким вознаграждением?
Это вопрос, который я хотел бы задать каждому из вас, и каждый должен для себя ответить.
Я приведу несколько примеров.
Вознаграждением может быть признание от мира в любой форме. С позитивной точки зрения это даже может быть перспектива завоевания кого-то для истины.
Поставьте себя на место Валаама. Он был человек Божий, и каждый человек Божий радуется возможности рассказать другим о Боге, передать знание Божье. Валаам встретился с Валаком, влиятельным человеком, царем целой нации, который проявлял интерес к истине. Он был заинтересован в истине. Не было ли это вознаграждением?
Вознаграждением может быть одобрение близких нам людей: отца, матери, дочери или сына. Это может быть кто-то, чье признание для нас более ценно, чем воля Божья.
Я хотел бы прочитать кое-что из Матфея 10. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матфея 10:37).
Иисус сказал: «Я есть истина… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Это говорит Иисус. Любить кого-либо больше, чем Христа, — это вознаграждение Валаама.
Давайте постараемся глубже рассмотреть то, , что может быть этим вознаграждением. Таким вознаграждением может быть все что угодно, чего я хочу на самом деле.
Когда мы снова обратимся к истории Валаама в свете того, что сказано в Новом Завете, а именно, что он возлюбил мзду неправедную, тогда мы читаем эту историю с другой точки зрения.
Давайте прочитаем об этом в книге Чисел 22. У Валака была проблема, и он послал за Валаамом. Валаам сказал вестникам: «И сказал он им: „Переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь“. И остались старейшины моавитские у Валаама» (Числа 22:8).
Почему он сказал им остаться на ночь? Неужели он не знал, что его попытка бесполезна? Просто представьте эту ситуацию: к человеку Божьему приходит человек и просит проклясть тех, кто угрожает ему.
Валаам прекрасно знал, что моавитяне, начиная от их царя и заканчивая последним слугой, были людьми, не любящими истину. Они любили безнравственное поведение и были рабами спиритизма. Валаам это знал. Именно этого моавитяне должны были бояться, и на эту проблему должен был указать им Валаам. «Люди, ваша проблема — это не израильтяне. Ваша проблема — безнравственность. Вы ищете опасность в неправильном месте». Как человек Божий, это должно было быть его ответом, вместо: «Подождите, пока я спрошу Бога».
Бог ответил ему и ясно сказал не идти с ними. Итак, Валаам сказал вестникам: «Пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами» (Числа 22:13).
Ему представилась возможность сказать им, почему Израиль не может быть проклят. Это также было условием, благодаря которому Моав мог быть спасен. Валаам мог дать им важную весть, в результате того, что сам получил от Бога.
Бог ясно сказал Валааму, что Израиль был благословен, потому что они исполняли Его волю. Вот причина. По этой причине Моав не смог обрести спасения. Но вместо того, чтобы сказать об этом вестникам, он сказал, что Господь не позволит ему идти с ними. Какое слабое утверждение!
Это показывает, где было его сердце. Он не был миссионером. Он думал только о себе. Это говорит о нем Библия. Он любил мзду неправедную.
Давайте приложим усилия для того, чтобы подумать, где в нас может быть это желание мзды неправедной.
Валак так просто не сдавался, для человека Божьего было лестным увидеть вестников снова. Можно посчитать благоприятным обстоятельством, что они пришли во второй раз, потому что этого трудно было ожидать. Эти люди не ценили истину, однако пришли снова. Возможно, Валак в конце концов заинтересовался истиной. Возможно ли это?
Итак, Валаам спрашивает Бога снова, и Бог говорит: «Иди с ними, но будешь говорить только то, что Я скажу тебе». Здесь мы видим, что Бог действительно дает Валааму то, что он хочет.
Теперь он мог спросить: «Почему Бог так поступает?»
Бог сделал это не для того, чтобы навредить Валааму. Факт в том, что ничего другого сделать было невозможно. Валаам настаивал на том, что хотел сделать. Он любил мзду неправедную. Поэтому Бог сказал: «Хорошо. Тогда Я буду вести тебя, но ты можешь говорить только то, что Я скажу тебе. Это условие. Ты должен на это согласиться».
Бог повторил ему это через ангела на пути и через ослицу, говорившую с ним. Бог сказал ему: «Так должно быть». Это было настоящее предупреждение. «В твоем сердце проблема, и поэтому Я недоволен».
Тогда Валаам сказал: «Хорошо, тогда я иду назад».
Но Бог сказал: «Нет. Иди».
Когда кто-то вкладывает свое сердце в что-то и решает получить это любой ценой, мы вынужденны сказать, что ничего не можем сделать, чтобы воспрепятствовать этому. Я лично пришел к такому выводу. Когда люди хотят чего-то, тогда они этого хотят. Точка. Вы можете делать, что хотите, чтобы отговорить их. Вы можете стоять на голове. Вы можете говорить, что хотите. Вы можете спрашивать Бога. Вы можете послать пророка.
Единственное, что может сработать, — угроза, что-то, что может стоить им жизни, и принуждает принять решение между жизнью и смертью, независимо от того, что они хотят. Но кроме такой ситуации люди хотят именно того, чего хотят.
Это страшно, чрезвычайно страшно.
Давайте подумаем, что является мздой Валаама для нас. Можно назвать это также вознаграждением Валака, потому что Валак обещал Валааму вознаграждение.
После всего происшедшего с Валаамом, он снова вернулся домой, он должен был полностью забыть о вознаграждении. Он должен был увидеть, что Бог спас его до конца, и он должен был принять решение не иметь с этой ситуацией ничего общего. Он должен был убедиться в том, что больше не будет общаться с Валаком. Но несмотря на все, что он видел и испытал, он все равно цеплялся за свое желание.
Он должен был видеть, что Валак не нуждался в миссионерском служении. Валак не мог быть завоеван. Однако, он снова обратился к нему и сказал: «Я дам тебе совет. Ты можешь кое-что сделать. Пошли туда женщин». Говоря это, Валаам показал, что в действительности он любил мзду неправедную больше, чем Бога.
Бог так сильно любил Валаама. Его любовь шла за ним по следам на протяжении всего пути до самого конца.
Это была человеческая воля.
Можем ли мы что-то сделать наперекор нашей собственной эгоистичной воле?
Когда мы перечитываем эту безнадежную ситуацию, и когда я рассматриваю свои собственные многочисленные опыты с подобными людьми, честно говоря, все, что я могу сказать: «Если они чего-то хотят, они хотят этого». Вы можете делать все, что хотите. Вы даже можете пытаться немного направлять их, но если они чего-то желают, то они хотят именно это. Вы не победите до тех пор, пока не будете принуждать их, но такого Бог не делает.
Но есть выход, и я хотел бы его вам ясно представить. Прежде всего спросите себя, что вы любите. Каким путем вы в действительности хотите идти? Каждый из нас должен задать себе этот вопрос. Что я люблю больше всего?
Вы можете прийти к выводу, что вы любите что-то больше, чем исполнение воли Божьей при любых обстоятельствах. Так может быть. И если это так, ваш случай не обязательно может быть безнадежным. Тут вы можете сказать: «Хорошо. Тогда Бог может дать мне эту любовь. Но я должен сделать выбор».
Вы можете сделать выбор получить эту любовь. И для достижения этой цели есть путь. Он заключается в изучении любви Божьей, явленной на Голгофском кресте. Старательно размышляйте над тем, что Иисус совершил для вас. Возьмите Слово Божье и читайте его, просите Бога показать вам, что Он для вас сделал, чтобы эта любовь наполнила ваше сердце, если вы обнаружили, что ее там нет.
Валаам мог это сделать. Если бы он так поступил, все золото и серебро Валака стало бы менее ценным. Валаам сказал, что все золото и серебро не могут сделать ничего против воли Божьей. Да, это правда. Но все равно он видел в нем ценность и хотел им обладать. Он хотел так исполнять волю Божью, чтобы при этом также иметь золото и серебро. Но нет. Золото и серебро не имеют ценности. Это мусор.
Что сказал Павел? «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетой» (Филиппийцам 3:7). Почему? Потому что три года Павел провел в Аравийской пустыне, старательно изучая эту любовь. Он хотел, чтобы все вещи, которые он в прошлом считал преимуществом, потеряли для него свою ценность.
Павел был влиятельной личностью. Он был членом Синедриона. Он был одним из самых образованных людей своего времени, не только в иудейских вопросах, но также в греческой философии. Для него открывались все перспективы. Но ради Христа почитал это за сор.
«Да и все почитаю тщетой ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с той, которая через веру во Христа, — с праведностью от Бога по вере» (Филиппийцам 3:8, 9).
В противоположность этому я снова хотел бы представить дух Валаама. «Тысячи людей в наше время поступают так же. Им нетрудно было бы исполнять свой долг, если бы только это совпадало с их интересами. Библия, обстоятельства жизни и разум ясно указывают им на их долг. Но поскольку эти доказательства противоречат их желаниям и стремлениям, они отвергают их и потом еще осмеливаются спрашивать Бога о своих обязанностях. Они долго и горячо молятся о свете, якобы преисполненные великой сознательности. Но с Богом шутить нельзя. Он часто допускает, чтобы эти люди уступали своим желаниям, а потом пожинали горькие плоды. „Но народ Мой не слушал гласа Моего . . . Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам“ (Пс. 80:12, 13). Когда кто-нибудь ясно видит свой долг, он не должен обращаться с молитвой к Богу, чтобы Тот освободил от исполнения этого долга. Напротив, он должен покорно и смиренно просить Божественной мудрости, чтобы выполнить все возложенное на него» (Патриархи и пророки, [440.4]).
Некоторые люди просто позволяют себе плыть по течению и говорят: «Так как в моем сердце нет желания так поступать, я этого делать не буду». Именно это ведет нас на путь Валаама. Нам нужно ясно видеть это.
Путь Валаама означает положить руку на плуг и оборачиваться. Это означает быть окончательно отделенным от Божьего царства, и тогда по отношению к нам будет произнесено то же, что было сказано по отношению к Валааму.
Если же мы действительно любим Божью волю, это будет означать, что мы не только ничего не можем делать без Него. Существует также другой текст, который нужно рассматривать в связи с этим. Это утверждение Христа, однако оно находится в Псалме 39. «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Псалом 39:9). Речь идет не просто об исполнении Божьей воли, но любви к ней. Если бы только Валаам мог сказать это! «Я желаю исполнить волю Твою». Тогда он был бы настоящим миссионером. Тогда он не просто делал бы все правильно с технической точки зрения. Бог мог бы вести его совершенно другим путем.
Желание исполнить волю Божью означает поместить мою волю, такую слабую, как она есть, на Божью сторону.
Когда мы приходим к заключению, что Божьей воли нет в нашем сердце, мы можем сказать: «Ее здесь нет, поэтому я так все и оставлю». Или мы можем сказать: «Ее нет в моем сердце, поэтому я буду просить Бога, чтобы Он поместил ее туда. Я помещаю свою волю, свою слабую, колеблющуюся волю на Божью сторону. Сюда я помещаю ее». И знаете ли вы, что тогда произойдет?
Давайте прочитаем. «Когда воля человека соединяется с волей Бога, она становится всемогущей» (Наглядные уроки Христа, [333.1]).
Что? Всемогущей? Всесильной? Это значит, что когда наша воля соединена с волей Божьей, она становится всемогущей.
«Все, что должно быть сделано по Его повелению, может быть совершено с Его силой. Все Его повеления предполагают наличие силы и возможности для их исполнения» (Наглядные уроки Христа, [333.1]).
Итак, есть моя слабая воля. Потом я принимаю решение. Я говорю: «Отец, сделай молю волю сильной, чтобы она была всемогущей».
Я пришел к выводу, что человеческая воля всемогущая, и оставил попытки изменить ее. Я должен вам об этом честно сказать. Когда люди чего-то хотят, тогда они этого действительно хотят. И у меня нет большого желания просить такого человека делать что-то другое. Возможно, Бог думает так же, потому что Он знает, что из себя представляют люди.
Но каждый может сказать: «Господь, я верю. Помоги моему неверию. Я хочу исполнять Твою волю. Помоги мне в моей слабости». И когда мы говорим так, наша воля действительно становится всемогущей. Это значит, что мы сделаем все, что сказал Бог.
Поэтому я желаю для каждого из нас именно этого, во время, когда люди рассматривают свои желания в качестве наивысшего добра, когда повсюду учат такой точке зрения, и она стала частью нашего окружения. Я молюсь, чтобы Бог имел тех, кто пойдет другим путем, а не путем Валаама, чтобы в итоге Он окончил Свою работу через них.
Аминь.