Послушание и вежливость

Дата проповіді: 
2020-01-11
Відео
Текст

Истинное смирение, послушание воле Отца Небесного привело Иисуса к смерти на кресте. Если оно есть и в нашем сердце, то мы также будем смиренно выполнять волю Бога, так как у нас будут те же мысли, те же намерения, тот же дух смиренномудрия, что и у Иисуса. Мы будем единодушны с Божественной волей, будем во всем полагаться на Него. Его планы станут нашими, наша жизнь станет бескорыстным исполнением Его воли. Взирая на Его любовь, красоту Божественного характера, мы сможем освободиться от эгоизма. Забывая о себе во имя служения другим, взамен получим радость, счастье и здоровье. Истинное самозабвение — это и есть братолюбие. Такая любовь не превозносится, долготерпит, не завидует, уважает других, нежна, вежлива. Она по настоящему добра, то есть, бескорыстна, искренна, по сердечному побуждению. Доброта и привязанность связаны между собой, а также с великодушием, с терпением, смирением, вежливостью. Когда люди смиренны, они и вежливы. Настоящая вежливость — это пристойность поведения, где нет места компромиссам с принципами Бога, это уважение к людям, она воспитывает чувство собственного достоинства и уважает достоинство других. Приятность характера, вежливость, мягкие манеры, любовь исходят от Бога и этому всему мы можем научится только в Его школе.

Послушание и вежливость (конспект)

Эгоистичные люди строят свои планы. Но Иисус был очищен от своего я до такой степени, что ничего не мог делать без Своего Отца. Иоанн Креститель забыл себя - потому что смотрел на Царя в Его красоте. Апостолы предоставили Богу возможность планировать для них. Нарциссизм и эгоцентризм - это полная противоположность самоотречения, которое выражается в сострадании, вежливости и привязанности. Послушание, связанное с таким самозабвением и бескорыстием, является причиной здоровья и счастья. Подлинную вежливость и уважение проявили, например, Авраам к Лоту, Моисей к другим пророкам, Иоанн Креститель к своим ученикам и Иисус к самаритянке.

Доброе утро всем. Сегодня мы планируем изучить тему послушания.

  Послушание Иисуса. Давайте, прежде всего, обратимся к послушанию Иисуса и откроем Евангелие от Иоанна. Здесь мы рассмотрим историю об исцелении человека, который 38 лет лежал у купальни Вифезда. Вы очень хорошо знаете эту историю, поэтому нам не нужно ее перечитывать. Иисус исцелил его именно в субботний день и сказал ему: «Возьми постель твою и иди». Согласно еврейскому обычаю, строго запрещалось носить постель в субботу или ходить с ней куда-либо. Кровати в те дни были не такими, как наши, они в основном были как маты, и переносить их в субботу строго запрещалось. Поэтому Иисус должен был ответить синедриону, совету евреев.

«И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Иоанна 5:16). Они даже пытались убить Его!

В Ветхом Завете есть один случай, когда некто был убит за нарушение субботы. Вы знаете эту историю? Человек, который собирал щепки для костра в субботу, был побит камнями. Но когда мы рассмотрим эту историю глубже, увидим, что этот человек был очень недоволен Божьим решением не входить в Ханаан. Из-за этого он был так сердит, что захотел показать свое неповиновение всему, что сказал Бог. Чтобы сделать это, он намеренно собирал дрова в субботу, показывая, насколько он упрям и дерзок и против всего, что Бог сказал с тех пор. Таков был контекст.

Конечно, с Иисусом все было по-другому, но люди пытались убить его за исцеление человека. На самом деле их беспокоило не нарушение Субботы, а то большое влияние, которое оказывал Иисус. Именно ревность привела их к тому, что они так думали. «Но Иисус ответил им: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоанна 5:17).

Другими словами, Он сказал: «Я делаю именно то, что делает Мой Отец. Если бы Он прекратил что-либо делать в этот день, то вы не смогли бы прожить ни минуты. Я делаю именно то, что делает Мой Отец. Исцеление этого человека - это то же самое, что мгновение за мгновением поддерживает в вас жизнь».

«И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» (Иоанна 5: 18-19).

С одной стороны, Он показал Себя равным Богу, но с другой стороны, Он показал, что абсолютно принадлежит Своему Отцу. Он даже зашел так далеко, что сказал: «…Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также». «Я не могу делать ничего, кроме того, что показывает Мне Отец». Это настоящее послушание! Это не просто «я пытаюсь исполнить волю Отца Моего» или - когда его просят повиноваться - сказать «я постараюсь». Таких слов не было в Его устах. «Я не могу ничего другого», - было очень ясно высказано. Можем ли мы также так говорить? Если у нас есть послушание в сердце, тогда мы можем.

Куда привело такое послушание Иисуса? Ко кресту! Но Он все еще был послушным - как вы читали в послании Павла к Филиппийцам.

  «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:1-8).

Иисус стал послушным даже до смерти на кресте. Это была не обычная смерть, а смерть преступника. К этому привело Его послушание. Затем Павел продолжил: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2: 9-11).

Совершенно ясно, что Иисус стал послушным даже до смерти. Это послушание связано с тем, что мы прочитали в стихе 5. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…». Это связано с духом привязанности, расположения и милосердия, и ничто не может быть сделано из-за эгоистических амбиций, честолюбивого стремления или тщеславия, но благодаря смирению разума каждый уважает других более, чем себя. Все это связано с таким послушанием. Другими словами, вы не можете отделить послушание от этой жизненной позиции. Но очень часто мы так делаем. Мы считаем, что послушание - это одна категория, а наличие всех этих установок - другая категория. Но это связано вместе. Потому что здесь сказано: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе...»

Давайте обратимся к книге Желание веков, где мы находим комментарий к тому, что мы только что прочитали в Евангелии от Иоанна 5.

«Иисус отверг обвинение в богохульстве. Та власть, сказал Он, которою Я совершаю все, чем вы попрекаете Меня, принадлежит Мне по праву, потому что Я, Сын Божий, имею единое с Богом естество, имею единую с Богом волю и единые намерения. Во всех Его актах творения и промысла Я тружусь вместе с Богом. «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего». Но за каждое дело, творить которое Он был послан в этот мир, священники и раввины призывали Сына Божьего к ответу. Грехи разлучили их с Богом, и в своей гордости они действовали независимо от Него. Они казались себе преисполненными знания и опыта и не ощущали никакой нужды руководствоваться высшей мудростью в своих поступках. Но Сын Божий подчинился воле Отца, поставив Себя в полную зависимость от Него. Христос настолько смирил Себя, что ничего не предпринимал Сам. Он принимал то, что было предначертано Богом, и день за днем Отец открывал Ему Свою волю. Так и мы должны положиться на Бога, чтобы наша жизнь стала простым выполнением Его воли» (Желание веков, 208.).

Сегодня, в частности, мы рассмотрим одно предложение. «Христос настолько смирил Себя, что ничего не предпринимал Сам (в англ.: ничего не планировал для Себя Сам».

Какое отношение создание планов имеет к эгоизму? Когда вы составляете свои собственные планы, это означает, что там присутствует эгоизм. Когда вы очищены от себя, от личных интересов, тогда вы не строите свои собственные планы, но позволяете Богу планировать за вас. Вот в чем дело. Пусть это впитается в сознание, потому что мы так часто рассоединяем это. Мы думаем, что самоотречение - это одно, а следование Божьему плану - это другое. Другими словами, мы думаем: «Я все время очень бескорыстно работаю для других людей. Я так занят, постоянно работая для других людей», - но, возможно, мы не следуем Божьему плану.

Другой человек, который следует Божьему плану, может быть не очень занят в данный момент, потому что он готовится к другой работе, и тогда можно почувствовать, что он не бескорыстен, потому что ничего не делает - но он следует Божьему плану. Иисус следовал Божьему плану в течение 40 дней, когда Он был в пустыне, точно так же, как когда Он исцелял и кормил тысячи людей. Он исполнял волю Своего Отца и был действительно бескорыстным, когда отправился в пустыню молиться, чтобы подготовить Себя к работе, которая была перед Ним.

Пример апостолов. Давайте теперь прочитаем еще одно интересное высказывание о свободе от своего я. «Служение избранных апостолов принесло славные плоды. В начале своего пути некоторые из них были малообразованными людьми, но безраздельная преданность делу своего Господа помогла им под Его руководством подготовиться к выполнению великой работы. В их сердцах царствовали благодать и истина, влиявшие на их побуждения и управлявшие их поступками. Их жизнь была сокрыта со Христом в Боге. Погрузившись в глубины бесконечной любви, они позабыли о своем «я»» (Деяния Апостолов, 593.3).

Когда мы читаем здесь, что «они позабыли о своем «я», как мы понимаем это? Это означает, что они не строили своих собственных планов. В этом суть. Когда здесь говорится, что они погрузились «в глубины бесконечной любви», это означает, что они не строили своих собственных планов, но Бог планировал их жизни.

«Ученики знали, что значит искренно говорить и молиться, они могли опереться на мощь Сильного Израилева. Насколько близки они были к Богу, связывая свои собственные интересы с Его престолом! Иегова был их Богом. Его слава была их славой. Его истина — их истиной. Любые нападки на Евангелие больно ранили их души, и всем своим существом они сражались за дело Христа. Они могли проповедовать Слово жизни, потому что получили небесное помазание; они надеялись на многое и ко многому стремились. Христос открывался им, и они ждали Его наставлений. Их понимание истины, их способность преодолевать сопротивление зависели от их послушания воле Господа. Иисус Христос, премудрость и сила Божья, был темой всех их бесед. Они превозносили Его имя — единственное имя под небом, данное человекам, которым можно спастись. Их слова о совершенстве Христа, воскресшего Спасителя, трогали сердца, и люди покорялись Евангелию. Многие, ранее поносившие имя Спасителя и презиравшие Его силу, теперь становились учениками Распятого» (Деяния Апостолов, 594.1)

Они действительно соединились с Богом. Теперь мы начинаем понимать. Когда Иисус сказал: «Сын ничего не может творить Сам от Себя», это не значит, что у него не было возможности что-либо делать. Он мог бы сделать что-то для Себя. Но поскольку дело Божье было Его делом, Он сказал: «Я просто не могу». Если нападали на Его Отца, это было так, как если бы Он Сам подвергался нападению. Если пренебрегали Его Отцом, это было так, как если бы Им пренебрегали. Как часто люди льстят нам, но презирают Бога? Примем ли мы такую лесть? Нет, если мы думаем как ученики. Это невозможно.

 

Пример Иоанна Крестителя. Давайте рассмотрим другого человека, который был абсолютно самоотверженным и бескорыстным.

«Он взирал на Царя в Его красоте и забывал самого себя. Он созерцал величие святости и чувствовал себя немощным и недостойным. Он был готов идти к людям как посланник Неба, не страшась никого, потому что вручил себя воле Божьей. Теперь он мог бесстрашно стоять перед земными царями — ведь он склонялся перед Царем царей» (Желание веков, 103.3).

Как можно забыть себя? Можно ли забыть себя? Возможно ли, что мы больше не осознаем себя? Иоанн это сделал! Его внимание и мысли были сосредоточены на созерцании другого места.

Наглядный урок. В качестве наглядного урока я хочу рассказать вам, что когда я приехал в Кению в 1979 году и в последующие годы снова я иногда оставался с верующими несколько недель. Через неделю или больше я не замечал, что у меня белая кожа. Я чувствовал себя настолько связанным с людьми там, что, если бы посмотрел в зеркало и увидел, что выгляжу также как они - черная кожа, короткие волосы, темный цвет лица, отличающиеся черты лица и т. д., - я бы не удивился. Вот как вы становитесь единым с людьми - вы забываете себя. Конечно, у них там не было зеркал, и это не позволило мне увидеть разницу. Но дело не в этом, вы так сильно концентрируетесь на других людях, что забываете себя.

Это то, что Иисус и Иоанн Креститель имели в полной мере. Иоанн так пристально смотрел на Царя, что забыл себя - его просто больше не было. Это полная противоположность эгоцентризма - когда «я» находится в центре. Эгоцентрические интересы находятся в центре, так что вы не понимаете других людей. У вас нет ощущения окружающих, потому что вы сами так важны. Поэтому, если другие счастливые или грустные - вы просто не замечаете этого. Это все только о себе. Это эгоцентризм. Может быть, вы также испытывали это. Иногда мы настолько озабочены своими мыслями, что не понимаем, что у нашего соседа есть проблема. Если наш сосед испытывает боль или имеет еще большую проблему, чем наша, мы этого не замечаем, потому что мы так озабочены собой. В таком случае мы могли бы сказать: «Он смотрит на себя и забыл все вокруг». С Иоанном мы находим совсем другое. «Он взирал на Царя в Его красоте и забывал самого себя».

  Существует душевная болезнь, называемая нарциссизмом, которая похожа. Нарциссические люди не испытывают сочувствия к другим людям. Нарциссы всегда унижают других людей. Они опускают их или обвиняют в плохих поступках, которые совершают сами, но они не могут сочувствовать им. С Иоанном все наоборот: «Он взирал на Царя в Его красоте и забывал самого себя».

  Ключ к исцелению. Если «я» действительно забыто таким образом - это ключ к исцелению от болезней. Давайте прочитаем об этом.

«Если бы страдающие от плохого здоровья забыли о себе во имя других, если бы они выполняли повеления Господа служить тем, кто находится в большей нужде, чем они сами, они осознали бы истинность пророческого обетования: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет»» (Служение исцеление 258,1).

Забудьте о себе - это ключ. «… забыли о себе во имя других (ради других, ради их интересов)». И затем мы читаем: «…если бы они выполняли повеления Господа...». Другими словами, они будут делать именно то, что сказал Иисус: «Сын ничего не может творить Сам от Себя».

Послушание и самоотвержение - это причина здоровья, но не только, это и причина счастья.

Теперь мы рассмотрим самоотречение более практичным образом. Самоотречение - это термин для очень многих свойств и черт характера. Давайте посмотрим, что означает забыть себя в практическом плане.

«будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римлянам 12:10). В этом тексте говорится о двух вещах: «с нежностью» и «в почтительности». Сейчас мы назовем это немного по-другому. «С нежностью» - мы назовем искренней вежливостью, а «с почтительностью» - уважением к Богу и нашим собратьям.

Давайте сначала рассмотрим подлинную вежливость. Чтобы понять это, мы обратимся к 1 Коринфянам, где читаем: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…» (1 Коринфянам 13: 4).

Что означает настоящая доброта, милосердие? Прежде всего, это бескорыстие. Это бескорыстный дух. Есть доброта, которая является просто внешней формой. Человек может быть очень эгоистичным в своей доброте. Другими словами, они могут хотеть достичь чего-то через доброту - это не настоящая доброта или вежливость. Подлинная вежливость бескорыстная, определенная и ясная. Давайте теперь посмотрим на некоторые примеры и рассмотрим, как выглядит этот бескорыстный дух.

Пример Авраама. Чтобы увидеть бескорыстие, мы, прежде всего, обратимся к Аврааму. Нам нужно подумать об этой истории. Когда Авраам пришел в Ханаан, произошло следующее.

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Бытие 13: 5-9).

Кто был старшим из двух? Авраам был старшим, и поэтому он имел право выбирать, куда идти. Но более того, он - как глава семьи - был тем, кто предложил решение их проблемы, которое было абсолютно бескорыстным. Он сказал: «Ты выбирай!» «Если ты повернешь налево, я пойду направо; или, если ты пойдешь направо, то я пойду налево ... да не будет раздора между мною и тобою…». Это вежливость! Это действительно бескорыстный дух. Давайте прочитаем дальше.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга. Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Бытие 13: 10-13).

Лот выбрал землю, которая была лучше. Что бы вы подумали, если бы оказались на месте Авраама, старшего? «Может быть, я ошибся здесь. Я поддерживал его эгоизм ... Я не должен был спрашивать его, но должен был просто сказать ему: «Иди туда, потому что это лучше для тебя». Но Аврам так не думал. Он действительно был бескорыстным. Конечно, он мог видеть зло, и не был счастлив из-за этого, но он надеялся, что под влиянием Лота люди смогут, в конце концов, измениться. Это было его надеждой. Выбор Лота его не огорчил. Откуда мы знаем, что он не обижался и не сожалел о том, что сделал? Мы знаем это, потому что вскоре после этого на людей в Содоме напал другой царь. Для Авраама это была бы возможность сказать: «Теперь ты можешь увидеть причину и следствие. Лот выбрал этот путь, поэтому сейчас с ним происходит это. И мои действия и бескорыстие подтвердились». Но Аврам так не рассуждал. Что он сделал? Он немедленно оседлал своих верблюдов и вместе со своими людьми погнался за ними и избавил народ Содома от рук этих царей. Это действительно показывает вежливость Авраама - не так ли? Это просто потрясающе! Это также раскрывает определенное великодушие.

Пример Моисея. Давайте теперь рассмотрим другой пример вежливости и изучим пример Моисея.

«И прибежал отрок, и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы» (Числа 11: 27-30).

 

Это время, когда были избраны 70 старейшин, но двое не вышли вперед. Они остались в лагере и пророчествовали там. И все же, хотя Моисей вовсе не ревновал, Иисус Навин делал это. Молодой человек сказал: «Эй, здесь происходит что-то беспорядочное. Этого не должно быть, так нельзя». Но Моисей : «Пусть так происходит. Если бы все пророчествовали, я был бы очень счастлив. Не обязательно все должно быть сосредоточено на мне». Это опять же вежливость - бескорыстный дух. Только этот дух позволяет человеку действительно следовать Божьему плану - только этот дух.

Пример Иоанна Крестителя. «…пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» Иоанна 3:26. Это было такое же искушение, как и у Моисея. Теперь посмотрите на вежливость, учтивость Иоанна. Он ответил, сказав: «…не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним». Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия‐то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех…» (Иоанна 3: 27–31).

Сказав это, Иоанн не унизил себя, хотя так можно было бы подумать. Он превознес Христа. Он смотрел на Него в Его красоте, и я было забыто. Другими словами: «Он превыше всего, а я друг жениха, и я радуюсь. Я счастлив». Это настоящее счастье. И источником этого является истинное самоотречение и великодушие.

Пример Иисуса Христа. Иисус Сам очень ценил вежливость. Но давайте рассмотрим Его вежливость.

«Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, — хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, — то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию» (Иоанна 4: 1–4).

Вы знаете историю. Посмотрите на Его вежливость в разговоре с самаритянкой. Он попросил у нее воды. Он не требовал, чтобы она дала Ему ее, а просто попросил: «Пожалуйста, дайте мне напиться», - как говорится в Новом Живом Переводе. Но не важна форма – Он обратился к ней очень вежливо. Женщина была удивлена ​​этому вежливому, странному иудею, который учтиво предлагал ей воду жизни. И более того. Он позволил ей вести разговор. Когда Он тактично и вежливо указывал на грех в ее жизни и на ее потребность в Спасителе, она сменила тему, и Он позволил этому случиться. Но потом Он продолжил разговор и позже остался с самаритянами в их городе. Он спал под их крышей и ел их еду. Он относился к ним с предельной вежливостью - Он иудей, а они самаряне. Это было поразительно для всех иудеев в то время - религиозных людей, которые притворялись такими послушными Богу.

Давайте прочитаем о том, как Иисус ценил вежливость.

«Наш Спаситель ценил покой домашнего очага и неравнодушных слушателей. Он жаждал человеческой чуткости, деликатности (вежливости) и любви (привязанности)» (Желание веков, 524.3). Интересно - все эти три атрибута принадлежат друг другу. Человеческая чуткость, вежливость и любовь - это самоотречение. Иисус не только дал все это, но и очень хотел этого! Другое высказывание объясняет это.

«Христос ценит дела, совершаемые по сердечному побуждению (в англ.: искреннюю вежливость). Каждого, кто проявлял к Нему доброту, Он неизменно благословлял. Он не отказывался от самого простого цветка, сорванного детской рукой и с любовью предложенного Ему. Он принимал дары детей и благословлял их, вписывая их имена в книгу жизни. В Писании помазание Иисуса упоминается как поступок, выделяющий эту Марию из всех Марий. Дела любви и почтения к Иисусу являются свидетельством веры в Него как Сына Божьего. И Святой Дух говорит о настоящей преданности женщины Христу: «Умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1 Тимофею 5:10)» ( Желание веков, 564.4).

В английском переводе здесь написано: «Христос ценит искреннюю вежливость». Это означает, что это подлинное - исходит изнутри. Что-то, что является желанием делающего.

Я твердо верю, что наши дети будут расти сердечно вежливыми, если родители будут так поступать с детьми. Не только требовать послушания, но и сами будут вежливыми. Дети особенно ценят вежливость. Это также привязанность, любовь. И Христос ценил это также. Мы можем назвать это «добрыми побуждениями и привязанностями». Это один из талантов, как вы знаете. Это описано в Наглядных уроках Христа, начиная со страницы 352.4. Это сочетается с великодушием, добрыми словами и терпением. Эти качества неразрывно связаны с самоотречением. А это, в свою очередь, неразрывно связано с послушанием Богу – следованию Его планам.

Давайте теперь вернемся к Филиппийцам и рассмотрим стих за стихом. «Есть ли какое-то ободрение от принадлежности ко Христу? Есть ли утешение от Его любви? Какое-либо общение друг с другом в Духе? Чувствительны и сострадательны ли ваши сердца? Тогда на самом деле сделайте меня по-настоящему счастливым, всем сердцем соглашаясь друг с другом, любя друг друга и работая вместе единодушно и целеустремленно. Не будьте эгоистами; не пытайтесь произвести впечатление на других. Будьте смиренными [вежливость - смирение], думая о других, как о тех, кто лучше, чем вы сами (Филиппийцам 2: 1-3 - дословный перевод с английского]).

Вот вопросы, которые нам здесь задаются.

Пример Павла. Есть еще одна история, которую я хотел бы рассмотреть вместе с вами, показывающая, что вежливость - это также и смирение.

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам» (Деяния 23: 1-2).

Все обвиняемые имели право говорить за себя. Но как только Павел начал это делать, судья немедленно приказал ему дать пощечину. Не сказал ему молчать, а шлепнул по губам.

«Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?» (Деяния 23: 3.4).

Что бы вы сказали теперь? «Это же именно первосвященнику плохо делать такое!»? Но что сказал Павел? «Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деяния 23: 5)

Это нечто - он извинился! Это вежливость. Вести себя так на глазах у своих врагов. Это смирение. Не возможно было бы сказать это без смирения.

«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2: 4-8).

Ценность вежливости. Сильное высказывание, которое я хочу прочитать с вами, взято из книги Воспитание.

«Недостаточное внимание уделяется культуре поведения. Многим людям, хотя и обладающим в принципе добрым сердцем, не хватает любезности в манерах. Многие из тех, кто достоин уважения за искренность и откровенность, лишены, к сожалению, дара доброжелательности. Этот недостаток омрачает их собственное счастье и мешает оказывать помощь другим. Многие самые приятные и светлые минуты в жизни бывают омрачены недостатком внимания и вежливого участия». 

«Приветливость и вежливость — очень ценные человеческие качества, и их необходимо развивать в детях и родителям, и учителям. Каждый может иметь доброжелательное выражение лица, ласковый голос, обходительные манеры — орудия сильнейшего влияния на человека. Детей всегда привлекает веселый, жизнерадостный взгляд. Проявляйте в отношениях с ними благожелательность и вежливость, и они проявят то же по отношению к вам и друг к другу». 

«Настоящая вежливость — это не просто следование правилам этикета. Пристойность поведения — это то, к соблюдению чего стремились люди во все времена. Там, где не идут на компромиссы с принципами, там уважение, проявляемое к окружающим, создает атмосферу мира и согласия. Настоящая вежливость не требует жертвовать принципами ради условностей. Подлинная вежливость не является привилегией определенной касты, она воспитывает чувство собственного достоинства, уважает достоинство другого человека, замечает каждую личность в огромном человеческом обществе». 

«Существует, однако, опасность придавать слишком большое значение только манерам и производимому впечатлению, сводя к этому все воспитание. Современная жизнь сопряжена часто с тяжелым, даже изнуряющим трудом, необходимым для удовлетворения обычных жизненных потребностей. Еще больше усилий требуется для того, чтобы облегчить бремя нищеты и невежественности этого мира. Все это не оставляет места для условностей» (Воспитание, 240.1–241.1).

Когда вы обучаете детей, вы учите их: «Протяни руку, склони голову» и так далее. Это хорошо, но нужно ли учить этому, если вы будете практиковать это в своей семье, дома? Если присутствует солнечность и счастье, если есть настоящая радость почитания другого больше, чем себя, и нет конкуренции или чего-то в этом роде - если бы это было так, то дети очень быстро бы узнали это. Когда мы действительно обращены - рождены свыше - мы также можем научиться этим вещам. Тогда это приходит изнутри, и его не нужно изучать как внешнее действие.

«Многие из тех, кто придает большое значение этикету, не проявляют должного уважения ко всему тому, что не соответствует созданному ими искусственному стандарту. Это показная воспитанность, скрывающая скептическую надменность и ограниченность».

«Сущность подлинной вежливости — это уважение других. Мудрое, достойное воспитание учит доброжелательности и общительности. А культура, не способная воспитать молодежь в почтительности к родителям, в уважении к их возрасту, в терпении к их недостаткам и чуткости к их нуждам, культура, не преобразующая человека в уважительную и благородную, полезную и учтивую во всем личность, несостоятельна» (Воспитание, 241.3).

Другими словами, вежливость нужна не только в одном направлении. Некоторые могут быть очень вежливыми по отношению к своим родителям, но не настолько вежливы по отношению к молодому поколению, или наоборот. Нет, это должно быть там - в сердце.

«Настоящее совершенствование мыслей и манер возможно только в школе Божественного Учителя; бездумное соблюдение установленных кем-то правил никогда не сделает вас поистине утонченной натурой. Его любовь, наполняющая сердце, придает характеру такие облагораживающие штрихи, что человек становится похожим на Него. В результате такого воспитания приобретаются достоинство и пристойность, рожденные свыше, появляются приятность характера и мягкие манеры, с которыми никогда не сравнится поверхностный лоск модного общества». 

«Библия воспевает учтивость и приводит много примеров бескорыстия [Сегодня мы рассматривали некоторые иллюстрации, но вы можете продолжать делать это], кроткой тактичности, обаятельного участия, так свойственных подлинной вежливости. Все это отражение характера Христа. Настоящая нежность и вежливость, существующие в мире даже среди тех, кто не признает Бога, исходят от Него. И Он желает, чтобы эти черты характера в совершенстве отражались в Его детях. Как хочет Христос найти в нас, людях, Свою красоту!»

«Самый ценный трактат по этикету, когда-либо написанный, — это драгоценное наставление, данное Спасителем через апостола Павла, записавшего его под действием Святого Духа, — слова, которые должны неизгладимо запечатлеться в памяти каждого человека, молодого или старого: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоанна 13:34). 

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»

(1 Коринфянам 13:4—8)» (Воспитание 241,4—242,2).

Это сильное высказывание - очень сильное.

Чтобы закончить занятие, в случае, если некоторые из вас не имеют доступа к этой книге, мы также процитируем из Реформатора здоровья, из главы «Вежливость в доме».

«Что-то не так в этих семьях, - говорит Безар, - когда маленькие вежливые слова игнорируются в повседневной домашней жизни. Истинная вежливость не может быть изучена подобно уроку одним усилием, в любое время жизни; ее нужно воспитывать. «Хорошее намерение, но грубо», - говорят многие люди; и слишком часто начало трудностей находится в родителях, в семье. Сложно ли мужу с улыбкой сказать своей жене, приносящей ему тапочки, когда он возвращается домой вечером, «спасибо»? Разве матери трудно сказать: «Джон, пожалуйста, закрой дверь», вместо использующейся краткой фразы «Закрой дверь!» Когда Том опрокидывает кукольный дом своей сестры, почему бы не сказать: «Извини, я не хотел», - инстинктивно извинится?»

«Многие люди, не повинные в невежливом отношении к незнакомым или друзьям вокруг в мире, почти полностью оставляют в стороне свою учтивую манеру поведения, когда оказываются в домашнем кругу. Муж и жена обходятся без тех маленьких приятных признаков внимания, которые, хотя и небольшие, никогда не являются незначительными. Детей направляют туда-сюда резкими словами; не «спасибо» награждает маленькие неутомимые ноги, бегающие по многочисленным делам. Обед едят в тишине, и она нарушается только из-за недостатков и упреков родителей, а также из-за дурного настроения и раздражения детьми. Вечером отец посвящает себя своей газете, а мать - шьет, прерываясь только для того, чтобы отдавать такие прерывистые приказы, как «Дети, не шумите», «Перестаньте ссориться» и, наконец, «Ложитесь спать».

«Во многих семьях нет открытой грубости среди членов семейства, только вот отсутствует то простое, ласковое внимание, которое пробуждает спонтанную обратную связь; чувствуется недостаток этого внимания и мягкости поведения, которые являются источниками комфорта в каждом доме. Хорошо воспитанный хозяин не преминет пожелать своему гостю «Доброй ночи» и «Доброго утра». Почему бы не обменяться этими простыми выражениями хорошего самочувствия между родителями и детьми? Доброжелательное утреннее приветствие часто в зародыше пресекает некоторую возрастающую раздражительность; и нежное «прощание» со стороны людей постарше и молодых, выходящих из дома на работу, в магазин или в школу, - это приятное воспоминание на весь день расставания».

«Когда семья собирается одна за завтраком или обеденным столом, вежливость должна быть такой же, как если бы присутствовали гости. Упреки, жалобы, неприятные обсуждения и скандалы, равно как и угрюмое молчание, должны быть изгнаны. Пусть разговор будет добрым и подходит для маленьких близких, насколько это возможно. Во время ужина можно упомянуть интересные случаи из дневного опыта - это социальный элемент. Если ресурсы не срабатывают, иногда маленькие кусочки, прочитанные вслух из утренней или вечерней газеты, оживят разговор».

«Нет более приятного зрелища, чем молодые близкие люди в семье, которые быстро совершают небольшие действия, заботясь о пожилых. Поставить для мамы в теплое место большое кресло, побежать за скамейкой для ног тетушке, найти папины очки и множество маленьких поступков, которые выше всяких похвал и показывают любящие сердца. Но если мама никогда с улыбкой не возвращает «Спасибо, дорогой», если папа не говорит «Это именно то, что я хотел, Сьюзи», это означает, что внимание мало ценится, и дети вскоре оставят эту привычку. Маленькие люди - подражатели, и они быстро улавливают дух, окружающий их. Так что, если катушка ниток скатится с коленей мамы, а отец наклонится, чтобы поднять ее, смышленые глаза увидят действие, и быстрые умы заметят это. Примером, можно научить детей в тысячу раз быстрее, чем наставлениями. Необходимо передавать детям доброжелательное отношение друг к другу, свидетельствовать о благосклонности и интересе, быть вежливыми и бескорыстными, заботиться о комфорте семьи».

«Мальчики, внутренне гордящиеся вежливым поведением своего отца, будут рыцарями и полезными своим юным сестрам; девочки, подражая матери, будут нежными и терпеливыми, даже когда старшие братья шумят и неосторожны».

«Браниться нельзя никогда; упреки и критика со стороны родителей должны иметь свое время и место, но они никогда не должны настолько вторгаться в социальную жизнь семьи, что дом станет неприятным. Серьезное слово с глазу на глаз обычно излечит проступок легче, чем многие публичные критические замечания. В некоторых семьях дух противоречия и обсуждения нарушает гармонию; каждое высказывание сравнивается, и вычисляется абсолютная правильность каждого слова. Это серьезно мешает социальной свободе, когда за несущественными неточностями следят и разоблачают ради разоблачения. Братья и сестры также иногда приобретают почти непроизвольную привычку подковыривать друг друга, наполовину серьезно, наполовину весело. Это особенно неудобно для всех остальных, независимо от того, какое сомнительное удовольствие могут испытать сами стороны».

«В доме, где царит настоящая вежливость, кажется, что она встречает вас на самом пороге. Вы чувствуете дружелюбную приветливость при входе. Нет оскорбительных взглядов, сканирующих ваше платье. Вверх по лестнице не слышно никаких сердитых голосов. Детей не высылают из комнаты унылыми. Не даются никакие повелительные, властные приказы прикрывающие проступки домработниц или слуг. Восхитительная атмосфера наполняет дом – недвусмысленная, которую ни с чем не перепутаешь, и все же неописуемая» (Реформатор здоровья, 1 февраля 1874 г., ст. B, пар. 1-6).

 

Звантажити: 
ДолученняРозмір
Файл Текст69.76 КБ