- Українська
- Русский
Путь веры. Часть 3
Проповедь Андреаса Дура
Доброе утро. На нашем последнем занятии мы рассматривали тему веры, сегодня мы ее продолжим.
Обратите внимание на эту картинку. На ней изображен человек в маске. Сможете ли вы довериться человеку, который скрывается за этой маской?
Аудитория: А почему бы нет?
Андреас: [Рассмеялся]. Хорошо. Если вы так считаете, то можете ему доверять. [Улыбается]. Что касается меня, то честно говоря, если я знаю человека, а он надел маску, у меня создается впечатление нереальности и противоречивости. В детстве я не мог переносить, когда кто-либо одевал маску. Я думал, что это не тот человек, которого я знаю.
На следующей фотографии вы видите самолет в тумане. Возможно, большинству из вас не приходилось лететь в кабине самолета в туманную погоду. Я пережил такое однажды. Но, возможно, вы находились на борту самолета в качестве пассажира.
Если вы в тумане едете на машине, ваши мысли сосредоточены на дороге, на том, что может произойти, поэтому вы едете с небольшой скоростью. Но самолет летит через туман на полной скорости.
Когда я сел рядом с пилотом, он сказал мне, что полностью доверяет приборам. Я не был помощником пилота. Просто в тот момент я мог находиться в его кабине. Он сказал, что мы можем полностью положиться на приборы, хотя и ничего не видим в тумане. Мы можем доверять приборам больше, чем собственным глазам.
Этот принцип очень важен, но я в тот момент чувствовал себя неуютно: небольшой самолет летит в тумане на предельной скорости. На этом примере мы можем лучше понять, что такое вера и доверие.
Давайте мы прочитаем текст, записанный в Иоанна 4. Эту историю мы уже изучали. В ней идет речь о царедворце, который просил Христа исцелить его сына. «Царедворец говорит Ему: „Господи! Приди, пока не умер сын мой“. Иисус говорит ему: „Пойди, сын твой здоров“. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: „Сын твой здоров“. Он спросил у них: „В котором часу стало ему легче?“ Ему сказали: „Вчера в седьмом часу горячка оставила его“» (Иоанна 4:49—52).
Царедворец пришел к Христу с просьбой исцелить сына, который находился на грани смерти. В отчаянии он умолял Христа пойти с ним, но Иисус не пошел к нему домой. Христос — это Доктор, которому нет необходимости приходить к больному. Иисус сказал отцу, что он может идти домой, поскольку сын исцелен. Мы читаем: «Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел». Он поверил и пошел.
Чьим словам мы можем верить сегодня? Мы слышим многочисленные заявления, утверждения и обязательства. Если внимательнее присмотреться к ним, то мы увидим, что сформулированы они очень осторожно. В научных трудах вы встретите такие выражения: «Возможно…» или «Может быть», или «Существует большая вероятность, что…». Некоторые не так осторожны в словах и они прямо говорят, в чем дело. Люди не будут воспринимать наши слова, если мы выражаем их нечетко. Предположим, вы скажете: «Курение может повредить вашему здоровью», некоторые курильщику ответят, что это не относится к ним. Так люди реагируют на подобные выражения.
Читая рекламные объявления мы не можем верить всему, что в них написано. То же справедливо и в отношении политики. Когда вы делаете покупки или вовлечены в деловые операции, вы не уверены, насколько можно доверять утверждениям людей, и это создает определенное впечатление.
Это напоминает мне опыт, который я пережил много лет назад. В то время кредитные карточки только начинали распространяться. Когда кредитных карточек не было, люди расплачивались наличными или чеками. У меня была карточка, и я взял ее, когда отправился в Африку. Прибыв на место, я отправился в офис, чтобы арендовать машину. Там я смог воспользоваться карточкой. Часто я брал наличные, но это всегда сопряжено с риском.
Мы согласовали плату за аренду и служащий взял мою карточку. Я подумал тогда: «Это прекрасно! Так просто!» Он провел карточкой через автомат, и после этого я должен был подписать бумаги. Но я сказал: «Подождите. Вы должны вписать в договор суму оплаты».
«Нет, — ответил он, — мы так не делам. Когда вы вернетесь, я впишу сумму».
«Нет, — сказал я. — Это неправильно. Вы можете записать любую сумму. Вы должны указать сначала сумму».
«Нет! — сказал он. — Договор составляется таким образом».
Я не соглашался. Я думал, что позже он напишет сумму, какую захочет. На самом деле это было маловероятно, но я был таким недоверчивым, что не мог согласиться на его условия. В конце концов, с кислым выражением лица он записал сумму. Ему было неприятно то, что я не доверяю.
Мы такие. Мы не знаем, что может случиться.
Но царедворец услышал слова: «Иди домой, твой сын здоров», он поверил словам Христа и пошел.
В этом мире так много масок, обмана и неправды, что возникает вопрос: как может человек иметь такую простую веру? Царедворец поверил и пошел домой.
Если мы еще раз прочитаем этот текст и переживания царедворца, возможно мы найдем ответ на этот вопрос.
«Итак, Иисус опять пришел в Кану галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти Иисус сказал ему: „Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес“» (Иоанна 4:46—48).
Вера царедворца еще не была сильной. Иисус сказал ему, что если он не увидит знамений и чудес, то не уверует. «Царедворец говорит Ему: „Господи! Приди, пока не умер сын мой“. Иисус говорит ему: „Пойди, сын твой здоров“. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел» (Иоанна 4:49, 50)
Царедворец вначале не имел сильной веры, поэтому Иисус должен был сказать ему, что он не поверит, если не увидит знамений и чудес. Христос раскрыл его мысли. Царедворец пришел к Иисусу, рассчитывая поверить Ему, когда увидит знак, и лучшим знамением, конечно, было бы исцеление сына. Если Христос сделает это для него, тогда он сможет довериться Ему и в других вопросах, и, возможно, станет Его учеником. Но сначала он должен увидеть, что Христос исполнить его просьбу.
Нетрудно понять, почему его наполняли такие мысли. Мы понимаем, потому что мир наполнен обманом. Тем не менее, Иисус должен был обратиться к нему с такими словами.
Он показал, что его рассуждения неправильны. Это неверный путь. Чего ожидал от него Иисус? Того, что произошло позже. Он просто сказал: «Иди, сын твой здоров». Царедворец поверил и пошел.
Христос просто хотел, чтобы царедворец поверил Его словам. Невероятно! Мы не можем просто верить тому, что говорит нам какой-то человек. Так не пойдет.
Почему Иисус ожидал этого от него?
Потому что Он знал, что происходит в его душе. Царедворец поставил условие: он поверит Христу, когда сын исцелится. Но Иисус сказал, что вера в Него не действует таким образом. Все должно происходить наоборот. Сначала вы должны поверить и тогда увидите.
Давайте прочитаем текст о вере в Евреям 11. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены Словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евреям 11:1—3).
Эти слова описывают веру. «Благодаря своей вере мы понимаем, что мир был сотворён по велению Божьему, и то, что видимо, создано было из того, что невидимо» (Евреям 11: 3, совр. перевод).
Можно прочитать этот текст иначе: верить означает доверять тому, что Бог сотворил мир, что он не произошел сам по себе. Но просто верить в то, что Бог сотворил мир — это не та вера, о которой здесь идет речь. Есть люди, которые верят этому, потому что полагают, что верить во что-либо другое нерационально. Вероятность того, что цветы, например, или весь мир возникли сами по себе, очень невелика. Люди видят, что творение — единственное разумное решение этого вопроса. Поэтому люди верят в Творца.
Но не такую веру описывает Павел. Я прочитаю снова: «Верою познаём, что веки устроены Словом Божиим». Это нечто иное.
Вы можете верить, что существует Творец или верить в то, что мир был сотворен словом Божьим, и именно этого Иисус ожидал от царедворца. Он хотел, чтобы его вера покоилась на слове Божьем. «Иди. Сын твой здоров». Таким было слово Божье.
Царедворец должен был ухватиться за это слово. Он поверил и отправился домой. На следующий день он узнал, что сын исцелился в тот момент, когда Иисус произнес эти слова. «Верою познаём, что веки устроены Словом Божиим». Все происходит благодаря Слову Божьему, как в данном случае произошло исцеление сына.
Иисус Сам пережил такой опыт, и мы рассмотрим его. Он описан в Матфея 4. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: „Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами“. Он же сказал ему в ответ: „Написано: ‹Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих›“» (Матфея 4:1—4). Мы живем Словом Божьим.
Христос сказал это, когда находился в очень трудной ситуации. В течение сорока дней и ночей он постился, а это длительный период. После такого поста человек оказывается на грани смерти, в таком состоянии и находился Христос. В каждой сложной ситуации Он всегда полагался на Бога. Он доверял Богу, который привел Его в пустыню, Он верил, что Бог выведет Его и даст пищу. Позже к Христу пришел сатана, хотя выглядел он не как враг, а друг.
Он сказал: «Конечно, Ты полагаешься на Слово Божье, но лишь тогда, когда Он благоволит к Тебе, когда Ты Его сын. А я не уверен, что Ты относишься к этой категории». Другими словами, Слово исполняется лишь для тех, кому Бог отдает предпочтение, кому «везет» в жизни. Людям на этой стороне всегда улыбается удача.
Но большинство людей полагает, что им всегда не везет, поэтому они не могут доверять ничему.
Так подошел к Христу этот «друг». Он хотел убедиться, что Иисус был первым из тех «счастливчиков». Когда это выяснится, тогда можно продолжить, поэтому он сказал Христу, чтобы Он сделал что-либо, чтобы доказать это. Закачай рукава и сотвори чудо. Тогда «друг» удостоверится, что Христос один из тех, кому везет в жизни, и все будет хорошо.
Ответ Христа многое раскрывает. Он сказал, что результат не зависит от того, везет Мне или нет. Это не зависит от того, отдает ли Бог предпочтение Мне или нет. Наоборот, мы должны жить каждым словом Божьим. Это относится к каждому из нас — не только к Сыну Божьему, но к каждому.
Единственное, на что мы можем положиться в этом мире — это слово Божье.
В то же время мы должны быть внимательными в отношении определенных утверждений. Мы не можем быть уверены в том, будет ли завтра дождь или нет. Мы можем прослушать прогноз погоды и узнать, что существует вероятность дождя, но мы не можем сказать это с абсолютной уверенностью. Мы не можем сказать, будем ли мы живы завтра. Если мы будем здоровы, то вероятно будем и живы. Мы не можем выдвигать неопровержимые утверждения, что то или иное лекарственное растение нам поможет, или же то или иное лечение. Мы не можем сказать с уверенностью, что тот или иной диагноз абсолютно верен. Поступая так, мы бы разочаровали других и сами впали в разочарование.
Мне приходилось слышать утверждения, звучавшие очень проницательно, но в конечном итоге они оказались неверными. В таких случаях хочется спросить: «Почему вы так уверены?» Мы должны быть осторожны.
Но есть то, на что мы можем с уверенностью положиться, — это слово Христа. Человек живет всяким словом, исходящим из уст Божьих. Это то слово, которое создало мир в начале. То же слово дало жизнь безжизненному телу. То же самое слово, которое сказало: «Да будет свет». И стал свет. На это слово мы можем полагаться сегодня точно так же, как и в то время.
Это слово, которому поверил царедворец. Он не сомневался.
В заключение я хотел бы прочитать цитату из книги Желание веков. Это комментарий на слова Христа о том, что человек живет не хлебом, но Словом Божьим.
«В пустыне, когда запасы пищи кончились, Господь послал своему народу манну небесную, и люди отныне были обеспечены пропитанием в достатке. Этот опыт должен был их научить, что до тех пор, пока они доверяются Господу и ходят Его путями, Он не оставит их. Оказавшись в пустыне, Спаситель Сам исполнил то, что повелел Израилю. Слово Божье помогло народу израильскому, и то же Слово было послано, чтобы поддержать Иисуса. Он ожидал, когда Бог облегчит Его участь. Он уединился в пустыне, потому что повиновался Богу, и не желал принимать пищу, как предлагал Ему сатана. Перед всей Вселенной Он засвидетельствовал, что лучше претерпеть страдания до конца, чем уклониться хотя бы в малом от воли Божьей.
„Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим“. Часто последователь Христа оказывается в условиях, не позволяющих ему одновременно служить Богу и продолжать заниматься своими мирскими делами. Иногда кажется, что, повинуясь заповедям Божьим, он может лишиться материального достатка, и сатана попытается внушить человеку: вот случай, когда ты должен пожертвовать своими убеждениями. Но единственное, на что мы можем смело положиться в этом мире, — Слово Божье. „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам“. В земной жизни отступление от воли нашего Небесного Отца приносит несчастья. И когда мы убедимся в силе Его слова, то не будем внимать внушениям сатаны и думать только о пропитании или спасении собственной жизни. Оказавшись в трудной ситуации, мы зададимся вопросом: что говорит Бог, каково Его обетование? Зная ответ на этот вопрос, мы будем повиноваться первому и доверяться второму» (Желание веков, с.[121.1, 2]).
Так поступал Иисус, и так поступил царедворец. Он поверил Слову Божьему и пошел домой. Его поступки основывались на слове Божьем.
Это единственное, что можно делать в мире, где столько масок. Я хочу вернуться к иллюстрации самолета, летящего в тумане. Какое отношение это имеет к нашей теме?
В моем случае, я был поражен тем, что пилот полностью полагается на приборы, когда в тумане он летит на полной скорости. Насколько же больше мы можем полагаться на слово Божье! В действительности, мы не можем полностью полагаться на приборы в самолете. В этом мире мы не можем полностью полагаться ни на что, кроме слова Божьего.
Зная это, мы можем следовать Божьим словам и полагаться на Его обетования. Что же мы должны знать? Каковы Божьи повеления и каковы Его обетования.
Другими словами, это было самым важным для Иисуса и царедворца, когда Христос сказал ему: «Иди, сын твой здоров». В тот момент он знал, что сын его исцелен.
Каждый, кто по опыту знает, что значит полностью полагаться на слово Божье, понимает, что это истина, что мы можем доверять слову. Когда Иисус сказал: «Иди, сын твой здоров», тогда сын исцелился. Когда сказано это слово, мы можем идти без малейших сомнений.
Я желаю, чтобы все мы увидели в нашем мире этот надежный якорь, чтобы это знание формировало нашу жизнь, чтобы мы могли идти по жизни, имея уверенность, что есть то, на что мы можем полностью полагаться.
Аминь.