Семинар провел Андреас Дура
Цель изучения Армагеддона очень практична - он изменит нашу жизнь и в результате сделает нас лучше. Армагеддон - это духовная битва между добром и злом, в которой никто не может оставаться нейтральным. Что определяет, где я буду стоять? Решающим фактором будет не то, где мы находимся географически, а то, какими мы будем в то время. Членства в церкви недостаточно - это характер, который определит, на чьей стороне я буду стоять. Какие черты соответствуют истинному и ложному царям севера? Что означает полуночная тьма?
Приветствую всех на семинаре об Армагеддоне. Наша цель изучения этого пророчества в том, чтобы оно нашло практическое применение в нашей жизни, сделав нас другими людьми. Это цель. Недостаточно удовлетворить любопытство по поводу того, что придет. Это никому не поможет. В письме Петра мы читаем:
«Если так всё это разрушится, то какими до́лжно быть в святой жизни и благочестии вам…» (2 Петра 3:11).
Это цель нашего занятия. Сегодня мы более подробно рассмотрим Исаии 14, но сначала давайте снова прочитаем из Откровения.
«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откровение 16:12).
Физическая или духовная битва?
Мы уже видели, что в этом стихе содержится суть шестой язвы. Это высыхание реки, чтобы пришли цари с востока. Распространенное представление, что Армагеддон - это физическая война между азиатскими державами (которые приходят с востока, как видно с перспективы Израиля) и западными державами. Это означает, что Америка, Европа и так далее воюют против Японии, Китая и так далее. В прошлом это было распространенным представлением. Сегодня я не знаю деталей этого представления, но в основном это то, что люди думают о последней великой битве. На нашем последнем занятии мы видели, что это не физическая война.
Армагеддон - это духовная битва между добром и злом - между Богом и Его воинством, а также сатаной и его войском. Сегодня мы хотим еще больше расширить это отличие. Если последняя битва является духовной между добром и злом, мы можем ожидать, что каждый человек в этом мире выбрал добро или зло. Нет нейтралитета - нет позиции посредине. Давай прочитаем об этом.
«Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откровение 22:11).
Итак, окончательное решение было принято всеми - другими словами, каждому человеку в этом мире ясно, на чьей стороне он стоит в битве Армагеддон. Мы никоим образом не являемся наблюдателями в этой битве, но мы ее участники, хотим мы того или нет. Каждый человек - участник битвы Армагеддон. Это кое-что нам показывает. Это говорит нам, что мы должны хорошо подумать над этим. Где бы мы оказались, если бы эта битва произошла сегодня? Опять же, мы должны видеть, что нет нейтралитета, нет положения посредине. Если мы не на стороне праведности, святости и справедливости, тогда мы, безусловно, на стороне несправедливости, нечистоты, неправедности и нечестия.
Что важнее: где ты или какой ты?
Разница между двумя представлениями – и мы хотим расширить это сегодня - заключается в важном вопросе: «Что определяет, где я буду стоять в этой последней битве?» Старое представление об азиатских силах, которые против западных сил, задает вопрос: «Откуда вы?» Если вы из Китая или Японии, значит, вы принадлежите к восточным силам. Если вы из Америки, вы принадлежите к западным силам. Тогда как в представлении о духовных силах вопрос не в том, «откуда я?» но «кто я?» или «какой у меня характер?» Разница не в происхождении, а в характере. В этом существенная разница.
Давайте сначала рассмотрим страну. Мы из разных стран и иногда говорим: «Он из этой страны и поэтому у него тот или иной характер». Правда ли это? Только если вы имеете предубеждение. Тогда вы думаете, что все белые люди такие, все черные люди подобны таким, все желтые подобны таким и т.д. Нет! Каждый человек индивидуален, и важно понимать, что наша страна не имеет значения - важен наш характер. Это очень важно.
Точно так же и с семьей. «Если вы скажете мне, из какой вы семьи, тогда я скажу вам, как вы реагируете на определенные ситуации». Нет! Я этого не знаю - потому что не имеет значения, откуда ты, а какой ты - какой у вас характер. Но самое главное, неважно, из какой вы церкви. Членство в церкви абсолютно не имеет значения, где вы будете стоять в битве Армагеддон. На самом деле вы можете быть членом Церкви Адвентистов Субботнего Покоя, но можете встать на сторону зла. Или вы можете не быть членом, но стоите на стороне добра. Это должно быть ясно. Бог не спрашивает: «К какой церкви вы принадлежите?» и тем самым определяет ваш статус. Он спросит о характере - и только о характере - а не о членстве в церкви. Подумайте об Иосифе из Аримафеи и Никодиме (см. «Желание веков», 773.1). Были ли они членами группы, которая окружала Иисуса во время Его общественного служения? Нет, не были. Но они сочувствовали Ему, хотя открыто не исповедовали свое ученичество. Сколько сегодня таких людей? Они открыто не исповедуют свою веру, но сочувствуют истине, поэтому, когда приходит Армагедон (сравните с Желанием веков, 86.3), они встанут и выйдут. И многие из тех, кто сегодня является членами этой церкви, не выйдут. Их просто не будет. Нам нужно осознавать, что членство в церкви не имеет значения.
Какая тогда польза быть членом церкви? Разве это хорошо, если членство не имеет значения? Есть две причины, по которым Бог создал церковь. Во-первых, церковь - это школа. В школе мы изучаем истину, но мы также учимся вести себя, учимся поступкам. Каждый ребенок, рожденный в семье, учится поступкам благодаря взаимодействию с другими членами семьи - с мамой, отцом, братьями и сестрами - то есть в школе. Точно так же церковь - это школа. Конечно, мы можем убежать из школы и сказать: «Я не хочу иметь ничего общего с другими. Да, я номинальный член, и в глубине души я член, но я не хочу разговаривать с этими людьми». Если таково ваше отношение, то вы убегаете из школы. Вы можете слышать и испытывать неприятные для вас вещи, но не убегайте из школы, в которую вас поместил Бог.
Однако сказать, что это всего лишь школа, было бы слишком ограничено. Церковь - это еще и команда для служения. Live2give - это девиз. Другими словами, мы сформированы в команду, чтобы служить миру - вот в чем цель. Это основная цель, ради которой мы должны хотеть быть членами церкви. Однако ни на минуту не думайте, что членство в церкви дает вам какое-либо преимущество в Божьих глазах. Важен характер, а не членство. То, какие вы есть, а не то, где вы находитесь, определяет, где вы окажетесь в последней битве.
Образ и прообраз
Прежде чем мы прочитаем из Исаии, нам нужно понять, почему мы будем об этом читать. Это параллель шестой язвы. Слово «Армагеддон» находится здесь в выражении «гора собрания».
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе (в английском «на горе собрания») в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Исаия 14: 12-14).
Нам нужно понимать разницу между образом и прообразом в пророчестве. Вы слышали эти выражения раньше? Например, Моисей был образом Христа, а Христос - прообразом. Прочитаем это кратко.
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте…» (Второзаконие 18:15).
Моисей был образом Христа, и свидетельство этому находится в Деяниях.
«Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте» (Деяния 7:37).
Это из речи Стефана перед синедрионом, и он явно имеет в виду Христа. Я просто хотел использовать это как пример образа и прообраза. В Библии есть много образов и прообразов. Образы - это люди, которые символически представляют другого человека, живущего в более позднем поколении. А теперь снова вернемся к Исайе. Когда вы читаете контекст, можно видеть, что он говорит о царе Вавилона.
«И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был, ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя…» (Исаия 14: 3, 4).
Читая стих за стихом, вы обнаружите, что все это о царе Вавилона. Когда мы читаем дальше, в стихе 12, «Как ты упал с неба, сын зари (в английском: о, Люцифер) ...», мы можем видеть, что это просто продолжение. Кем был Люцифер для тех, кто читал пророчество во дни Исаии? Для них сын зари был царем Вавилона, угнетателем. Он возвышал себя, но ему предстояло сойти в шеол, в могилу мертвых (см. стих 15), и они были рады услышать это. Однако мы должны понимать, что царь Вавилона - это образ кого-то другого.
Со времен римских писателей Тертуллиана и Иеронима, принадлежавших к ранней церкви, верующие видели в Люцифере сатану - а может быть, видели даже раньше. Но эти люди писали об этом. Мы вернемся к термину «Люцифер» позже. Давайте теперь прочитаем от Луки.
«Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Луки 10:18).
В Откровении мы читаем: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12: 7-9).
Когда вы снова обратитесь к Исаии 14, то увидите четкую параллель со стихами 12-14. Давайте теперь прочитаем стих 15.
«Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Исайя 14:15).
Он пытается возвысить себя и будет унижен. Иисус сказал то же самое о сатане, и мы можем прочитать это в Откровении. Из второго письма к Фессалоникийцам мы также знаем, что сатана хочет занять положение Христа.
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2: 3-4).
Это еще одно описание сатаны и его стремления возвыситься до высочайшего положения. Вернемся снова к Исайе. «… взойду на небо, выше звезд Божиих…» (Исаия 14:13).
«Я сяду на горе собрания». Это явно сатана. Мы также должны понимать, что слово «Люцифер» (которое мы рассмотрим более подробно на следующем занятии) означает несущий свет. Носителем видимого света на звездном небе, является планета Венера. Эта планета встает утром перед восходом солнца на востоке и садится на западе. После захода солнца вы сможете увидеть Венеру. Теоретически ее можно видеть весь день, но когда ярко светит солнце, ее не видно. Обычно Венеру можно увидеть утром и вечером. Это слово «Люцифер». На иврите – לֵילֵה(хилель), а на греческом – Φωσφόρος (фосфорос). Мы прочитаем это позже. Здесь буквально сказано: «Дневная заря (денница)», а это в древние времена была Венера. Вернемся к Откровению.
«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (Откровение 22:16).
Здесь мы снова видим Венеру. Иисус - утренняя звезда. На латыни это Люцифер, на греческом Φωσφόρος или на иврите לֵילֵה. У нас разные языки и имена, но это один и тот же персонаж и лицо. «Сатана» означает «враг», но значение «Люцифер» - «носитель света».
Сын зари (в английском: сын утра))
Вернемся к Исаии 14:12. «Как упал ты с неба, денница, сын зари!»
Это означает, что он был сыном Иисуса. Иисус - настоящий Люцифер, истинный носитель света. И поскольку тот был сыном, его также зовут Люцифер. Интересно, что его называют «сыном утра». Обычно его называют утренней звездой - той, которая возникает до захода солнца. В этом смысл. А теперь давайте продолжим. Этот Люцифер хочет поставить свой престол «на высоты облачные ...» Он будет «подобен Всевышнему» (см. Исаия 14:14). Он хочет «взойти на небо», возвысить свой престол «выше звезд Божьих…
сяду на горе (собрания) в сонме богов, на краю севера…» (См. Исаия 14:13.)
Что это за место? Для нас очень важно понять это, потому что здесь есть словосочетание, означающее «Армагеддон». Обратимся к Псалмам.
«Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя» (Псалом 47: 3).
Что это за место? Это «город великого Царя». Кто здесь имеется в виду? Ясно Бог. Образ - Давид, а прообраз - Бог. Другими словами, «на северной стороне» - это то место, где находится Бог. Но теперь у нас проблема: почему говорится, что престол Бога находится на севере? Обязательно ли нам все-таки смотреть на местность? Может Орион на севере и так далее. Нет, это снова было бы концентрированием на местности, но мы задаем вопрос: «Каков ты?» а не «Где ты?» Возникает вопрос: «Что означает Царь севера? Какой характер он описывает?»
«Именно в Антиохии ученики впервые стали называться христианами. Это имя они получили потому, что Христос был главной темой их проповедей, учения и бесед. Вновь и вновь они пересказывали события, происшедшие в дни Его земного служения, когда у учеников было блаженное преимущество общаться с Ним лично. Они без устали благовествовали о Его учении и чудесах исцеления. Дрожащими устами, со слезами на глазах рассказывали о Его мучительной борьбе в Гефсимании, о предательстве, о суде над Ним и распятии, о долготерпении и смирении, с которыми Он переносил оскорбления врагов и пытки,… » (Деяния Апостолов 157.1).
Вы понимаете, почему их называли «христианами» - это имя обозначало характер. Точно так же дано имя «Царь севера», потому что оно означает характер - не географическое положение, а характер. Какой характер описывает выражение «царь севера»?
Полуночная тьма
Когда мы думаем о царе севера и царях востока, мы говорим о направлениях. Я должен извиниться перед нашими верующими из Новой Зеландии, но вы стоите вверх ногами! Поэтому так, где у вас север, для нас юг. Только представьте, что ваш Южный полюс - это Северный полюс, и мы снова окажемся на той же странице. Другими словами, если бы Библия была написана в Австралии, я полагаю, мы бы прочитали о царе юга. Но она была написана в Палестине, и поэтому у нас есть Царь севера. Запад и восток являются такими же.
Восток - это место, где восходит солнце, и запад, где оно садится, юг - полдень, а север - полночь. В старинном немецком переводе северный царь назван полуночным царем. Какой смысл полуночи?
«Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Матфея 25: 6).
В полночь! Что это означает?
«И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных» (Псалом 18:11).
Когда появляется Бог, Он появляется во тьме - не без причины. Если бы Он явил Свою полную славу, никто бы этого не выдержал. Но есть еще одна причина. Бог хочет скрыть нас в Своей тьме. Есть прекрасная параллель этому, когда Христос умер на кресте. Он умер во тьме, и эта тьма была дана Богом, чтобы защитить Своего Сына, когда Он висел на кресте.
«Пораженные ангелы смотрели на страшную агонию Спасителя. Все небесное воинство терзалось этим ужасным зрелищем. Неодушевленная природа сострадала своему поруганному и умирающему Создателю. Солнце отказалось освещать это ужасное зрелище. Его яркие лучи внезапно померкли. Непроницаемый мрак, подобно погребальному покрову, окутал крест. «И сделалась тьма по всей земле до часа девятого». Эта кромешная тьма не была вызвана затмением солнца или другим природным явлением. Такое чудодейственное свидетельство дал Бог, чтобы утвердить веру последующих поколений».
«Этой непроницаемой мглой, словно покрывалом, Господь скрыл Свое присутствие и Свою славу от человеческих глаз. Вместе со святыми ангелами Он сошел ко кресту. Отец не покинул Своего Сына, но Его присутствие было незримо. Если бы Его слава воссияла из облака, все люди, увидевшие этот свет, погибли бы. В тот ужасный час Христос не должен был получать утешение от Отца. Он топтал точило Один, и никого из людей не было с Ним» (Желание веков, 753.3-4).
И в следующем абзаце: «В густой тьме Бог скрыл последние человеческие мучения Своего Сына. Все, видевшие страдания Христа, убедились в Его Божественности. Кто хоть один раз видел лицо Иисуса, не мог забыть его. Как на Каине отражалась его вина убийцы, так и на лике Христа запечатлелись невинность, безмятежность и человеколюбие — образ Божий...» (Желание веков, 754.1).
Другими словами, Бог скрыл агонию Своего Сына от наблюдающих со стороны зрителей. Это имело цель. Можно сказать, что цель Божья, окружение Себя полуночной тьмой, является защитой. Давайте прочитаем еще два текста об этом.
«… ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу» (Псалом 26: 5).
Итак, Он прячет меня в Своей тьме. Он делает тьму Своим шатром и прячет меня там.
«Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3: 3).
Он наше совершенное убежище. Его тьма – совершенный шатер. Только представьте себе гром и молнию снаружи, но вы чувствуете себя абсолютно защищенным, потому что знаете, что все это сделано для вашей защиты и ничего больше. Такая тьма снова защитит Божий народ в последние дни, но мы вернемся к этому позже. Давайте снова вернемся к Исаии 14.
«А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (Исаия 14:13).
Вы понимаете, почему это «на краю севера»? Потому что это вне досягаемости лукавого - вне досягаемости сатаны и его воинства. Вот где находится гора собрания - абсолютно защищенная Богом. Это объясняет, почему север также недосягаем для злых людей, сатаны и его воинства. Он хочет туда попасть, но не может добраться. Бог защищает там Свой народ. Бог - истинный Царь Севера. Но - и здесь мы снова видим ту же ситуацию, что и с «Люцифером» - сатана занял Его место на этой земле. Как мы читаем во 2 Коринфянам.
«… для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4: 4).
Как здесь называется сатана? «Бог этого мира». Поскольку сатана - бог этого мира, он взял то же имя, «Царь севера». Единственная разница в том, что с ним в этой тьме нет защиты, а только обман.
Вавилон
Итак, мы видим, что есть настоящий Северный Царь и фальшивый или поддельный северный царь. Истинный Царь - это Бог, и сейчас мы прочитаем о ложном царе. Читая об этом ложном царе у Иеремии, помните, пожалуйста, про образ и прообраз.
«И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских» (Иеремия 1: 13-15).
Иеремия жил до и во время первых нападений Вавилона на Иерусалим. Он предсказал эти события. Он сказал, что придет северный царь, а пришли вавилоняне. Обратимся к главе 25.
«… вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему…»» (Иеремия 25: 9).
Это ясно - это Вавилон и его союзники называются здесь северным царем. Вавилон - это прообраз. Но каков образ в Новом Завете? Тем, кто изучает пророчество не сложно понять это, потому что Вавилон упоминается снова и снова. Например, об этом упоминал Петр.
«Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь13 в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Петра 5:13).
Но в то время, когда было написано это письмо, Вавилон больше не существовал как нация. Это был разрушенный город. Если бы Петр имел в виду географический Вавилон, это не имело бы смысла. Но он имел в виду Рим. В то время Рим был духовным Вавилоном. Рим был образом древнего Вавилона. Но сегодня Рим больше не существует как мировая держава. Так, где же сегодня Вавилон? Каков прообраз? Обратимся к Откровению.
«После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице…» (Откровение 18: 1-2).
Вавилон пал - но откуда? Из святого состояния в дом демонов, где живет всякий нечистый дух. Но что такое Вавилон? Когда-то он был святым, но сейчас это павшая церковь. Вы можете найти это снова и снова.
«И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откровение 14: 8).
«И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих» (Откровение 17: 1)
Женщина - символ церкви в пророчестве, а блудница - символ падшей церкви, которая больше неверна Богу. Мы не будем вдаваться в подробности этого, но прочитаем стих 5.
«… и на челе ее написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откровение 17: 5).
В древности образом была мировая держава Вавилон, а это прообраз.
Каков характер Вавилона? Коварство и тьма.
Давайте обратимся к Исаии. «Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев (в английском: о, прекрасный Вавилон): ибо вперед не будут называть тебя госпожою царств» (Исаия 47: 5).
Итак, это после ее падения. Вавилон - это также место обмана.
«… и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. [дословный перевод с английского (примечание переводчика): он будет использовать все виды злой лжи, чтобы обмануть тех, кто идет к гибели, потому что они отказываются любить и принимать истину, которая могла бы их спасти]» (2 Фессалоникийцам 2:10).
«Царь полуночи» означает царь обмана - настоящей тьмы. Вавилон сначала обманывает своим великолепием, а затем ведет во тьму. Это великолепие описано в Откровении 17.
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; 5 и на челе ее написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откровение 17: 4).
Она ослепляет людей, но ведет во тьму. Это то, что делает ложный северный царь. А настоящий Царь севера поступает полностью противоположно. Он выводит из тьмы в Свой свет. А теперь вернемся к Матфею.
«Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему» (Матфея 25: 6).
Когда тьма становится самой густой из-за ложного царя севера, тогда будет сиять свет Божий. В конце концов, ложный царь севера будет побежден истинным Царем севера. Вы также можете найти это описание у Иеремии.
«И восторжествуют над Вавилоном небо и земля и всё, что на них; ибо от севера придут к нему опустошители, говорит Господь» (Иеремия 51:48).
Здесь, в этом стихе история Армагеддона. Можете ли вы видеть это? На следующем занятии мы хотим рассмотреть, кто такие цари с востока.
Посилання
[1] https://cass.org.ua/sites/default/files/public/studies/2020-11-07T000000/2020-11-07-%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C2-%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%86%D0%B0%D1%80%D1%8C.docx